Спасшиеся из ада. Как Ульяновск встретил беженцев из Мариуполя

Поздним вечером 29 марта на железнодорожной станции «Ульяновск 3» встречали второй за месяц с небольшим спецсостав с юго-запада. В одиннадцати вагонах - 517 жителей Мариуполя - уставших, измученных, переживших шок и ещё не до конца поверивших в собственное спасение. На перроне - сотни людей, в силу служебного долга или по зову сердца протянувших руку помощи тем, кто на личном опыте знает, что значит прятаться от бомбёжек.

   
   

Счастье – в мелочах

О том, что область готовится принять полтысячи переселенцев, за несколько часов до прибытия поезда «Таганрог – Ульяновск» сообщил губернатор Алексей Русских. На тот момент в пунктах временного размещения областного центра находились 409 эвакуированных жителей народных республик Донбасса, прибывших на берега Волги 22 февраля. Остальные (а это более двухсот человек) за месяц с лишним разъехались по родственникам, растворившись на бескрайних российских просторах, или вернулись на родину. В целом же за последние пару недель информационный шум вокруг прибывших поутих, но их поддержка со стороны ульяновцев от этого меньше не стала. В процессе активно участвует молодежь. Вот и среди тех, кто, несмотря на позднее время и пробирающий до костей холод, пришёл встречать мариупольцев, было не менее сотни парней и девушек в волонтерской форме. Задачи у них не то чтобы сложные - ответственные: проводить людей до автобусов, помочь донести вещи, поддержать добрым словом.

«По опыту общения с переселенцами с Донбасса могу сказать, что люди, в первую очередь, нуждаются во внимании и человеческом общении, - рассказывает региональный координатор команды «Молодежка ОНФ» Рамиль Летфуллов. - Сейчас, когда многие расстраиваются из-за каких-то санкционных вещей, закрытия онлайн-площадок, меня поражает стойкость людей, которые пережили восемь ужасных лет, не потеряв при этом способность улыбаться, радоваться жизни, её мелочам».

Впрочем, и материальную сторону вопроса никто не отменял - ребята помогают в сборе гуманитарной помощи, да и идея поставить в «Гулливерах» «Корзины добра» (тележки, в которых горожане могут оставить для беженцев продукты или что-то ещё) тоже принадлежит им. А чтобы отвлечь людей от тяжелых мыслей, волонтёры проводят для них экскурсии, мастер-классы, спортивные мероприятия. К слову, пункты сбора гуманитарной помощи по-прежнему работают, узнать, в каких вещах и продуктах есть потребность, можно по телефону 8 (977) 700-01-80.

По словам первого заместителя министра семейной, демографической политики и социального благополучия области Дмитрия Батракова, для переселенцев из Мариуполя в регионе подготовили восемь пунктов временного размещения: пять в Ульяновске, два в Димитровграде, один в селе Ивановка. Всего по линии федерального правительства за Ульяновской областью закреплено 958 мест для беженцев с Донбасса и Украины. На данный момент практически все они заняты.

Одна мармеладинка в день

Когда в темноте засверкали огни приближающегося локомотива, на часах было почти десять. Пройдёт ещё немало минут, и на перроне появятся первые пассажиры. Многие настолько слабы, что не могут идти самостоятельно – свои первые шаги на новой для себя земле они делают под руки с волонтёрами, сотрудниками МЧС, медиками. Кого-то вывозят на инвалидном кресле, кого-то выносят на носилках… Большинство прибывших – в подавленном состоянии, у многих на глазах слёзы.

Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА

«Дом разбит… Расстреляли всё – дыры, стёкол нет. Жить невозможно. В квартале почти все дома сгорели. А поджигали их люди, которых специально засылали. Какие, могу сказать: «Азов» (организация, деятельность которой запрещена на территории РФ) – это юные наследники Гитлера!» – вспоминает страшные дни Станислав Нихащенко.

   
   

К слову, Станислав Евгеньевич и супругой – одни из немногих, у кого в России есть родной человек: на вокзале пожилую пару встретил сын – ещё в 2014 году он перебрался в Пермь и теперь приехал в Ульяновск, чтобы забрать вырвавшихся из разрушенного города родителей.

Лариса Николаевна Вяткина с дрожью в голосе вспоминает события последних недель.

«Нам власти говорили: «Не закупайте продукты впрок», и мы им верили. А потом оказались в подвалах – информации нет, воды нет, из продуктов – одна мармеладинка в день. На улицу выглянули – между домами стоит техника украинская. На моих глазах взлетела секция двенадцатого этажа. Чтобы выжить, приходилось разбивать магазины. Брать чужое было страшно, но люди погибали от голода. Мы такое видели – никому не желаю. Меня стало трясти после того, как в ста метрах от меня разорвался снаряд. Я бежала за сыном, вдруг взрыв. А сын стоит, повернуться боится – думал, что меня нет больше. А когда военные Донецкой республики дали нам коридор, и я вышла и увидела хлеб и воду, вы не поверите – у меня истерика была. Я не верила, что могу выпить столько воды, сколько захочу».

Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА

Главное, о чём переживает пенсионерка, - это судьба сестры – Людмилы Николаевны Юровой. Женщины проживали буквально в соседних кварталах, но из-за страшных событий потеряли с друг другом связь.

В Ульяновск Людмила Вяткина приехала с мужем, сыном и… кошкой – не бросать же в беде члена семьи. По данным регионального агентства ветеринарии, вместе с беженцами из Мариуполя прибыли 16 собак, 13 кошек, шиншиллы и хомячок. В течение двух дней питомцев осмотрели врачи – все животные оказались здоровы, после отбывания карантина всем сделают прививки от бешенства и оформят ветеринарные паспорта.

Фото: Агентство ветеринарии Ульяновской области

Кстати

По данным областного Минздрава, 34 человека по приезду в регион были госпитализированы. Все беженцы находятся под наблюдением врачей, в пунктах временного размещения дежурят медики. В ближайшее время переселенцев ждёт комплексное обследование, пока же все желающие могут пройти диагностику на передвижном флюорографе. Специалисты ведомства формируют списки нуждающихся в лекарственном обеспечении.