Многочисленные Остапы Бендеры и их «гениальные проекты» типа Нью-Васюки по-прежнему будоражат провинциальные умы доверчивых граждан. Эпоха оголтелого пиара последних лет в России тоже оставила неизгладимый след на всех «прожектёрах» и «проектантах» нашего времени. Люди, себя называющие не иначе, как «креативным классом», быстро поняли, что главное – уловить тренд сегодняшнего дня, красиво презентовать свой проект, и пробиться к «бюджетному пирогу» со всеми вытекающими.
Особенно актуально это направление в свете заинтересованности государства в развитии туристических индустрий регионов, где «кормится» много людей с авантюрными идеями и далеко распростёртыми планами.
Проверенным путём
Кажется, главной составляющей характера Сергея ЛАКОВСКОГО – удачливого бизнесмена, руководителя всевозможных глобальных туристических и культурных проектов, руководителя государственного учреждения «Ульяновский областной ресурсный центр развития туризма и сервиса», владельца базы отдыха «Русский берег», идейного вдохновителя проекта «Музей СССР» в Ульяновске, является противоречивость. Пытаясь с ним встретиться и поговорить о деле, местные журналисты заметили сходство между ним и персонажем трилогии «Властелина колец», когда герой с утра добрый и милый Смеагол, а к вечеру коварный Горлум. С утра Сергей Геннадьевич обещает встретиться, дать интервью, просит только к вечеру перезвонить и исчезает с мобильного пространства. Видимо, порывы души и мысли влекут его в неведомые дали, подбадривают, настраивают на результат, но «проза жизни» возвращает на проторенный популистско-пиаровский путь.
Закончив экономфак Ульяновского государственного университета, тогда филиала МГУ, он успел поработать везде понемногу: бухгалтером, менеджером, финансистом, руководителем крестьянско-фермерского хозяйства, но дух противоречий, скорее всего, не давал покоя: считать «чужие деньги» - неблагодарная работа, видимо, поэтому он решил завязать с рутиной, и сам занялся бизнесом. Искание себя началось, как ни странно, с организации православных лагерей в заповедных местах Ульяновской области, и покупки «дышащего на ладан» маленького молочного заводика, который он масштабно окрестил «Симбирской молочной компанией». Масштабность проекта пьянила словно «Весёлого молочника», по слухам, именно так его так ласково называли подчинённые молокозаводика. Естественно, предполагалась, залить молоком, если не всю страну, так, родную область.
«Пена идей» быстро сошла, а дела рутинные – проблемы с поставщиками, поиск новых рынков, высокая себестоимость продукции, нехватка буренок у местного населения не оправдали результата! Дух противоречия проснулся, и дерзкая предпринимательская мысль неожиданно осенила его вновь. И вот уже на базе православных лагерей открыта база отдыха, турбаза, кемпинг, называйте, как хотите, но название придумалось не менее звучное: «Русский берег». В общем, где «пить и гулять» можно без конца и края. Заметьте, опять противоречие: спартанские православные лагеря для детей и пьяные «турбазные» застолья там же, но только для взрослых.
Немного пиара агротуристического «Русского берега», и... О, чудо! Лаковского замечают власти и предлагают «рулить» туризмом области. Это значит, туризм развивать не только в масштабах своего берега, а всех других берегов Ульяновской области.
И понеслось. Сметы, программы и мероприятия на базе «Русского берега», фестивали, киношколы, съемки фильмов, где Сергей Геннадьевич дает интервью во все мыслимые и немыслимые средства массовой информации, главное, чтобы побольше пиара, чтобы все видели, деятельность-то кипит, сотрудничество-то идет, он – в тренде. Само собой, видимо, пошли и денежки. Перечитывая интервью того времени, понимаешь, как меняются мысли и планы противоречивого Лаковского.
Интервью на одном из местных сайтов 20 апреля 2011 года. Тогда еще Лаковский бредил исключительно рекреационным туризмом, Старой Майной – там, где его «Русский берег»:
- Детский и семейный отдых – вот тот отдых, который «наш», наша ниша. На него, кроме того, и самый большой неудовлетворенный спрос. Под него мы и будем делать в Старой Майне проект, который значительно увеличит поток таких туристов. Проект будет делаться серьезно, с привлечением московских структур, которые видят региональный продукт. Он должен привлечь к нам внимание, должен конкурировать с такими проектами как Болгары, как другие региональные. Если мы такой проект сделаем, то приехавшие люди пойдут и в музеи, и на другие проекты, и т.д.
На дворе 2014 год, а потока детей, как в заграничный Диснейлэнд, в Старую Майну не замечается.
В этом же 2011 году, в том же интервью Лаковский рассуждает о знаковом для Ульяновска здании Ленинского мемориала:
«Если сделать из Мемцентра колоссальный проект – музей Всемирной революции, например, то надо огромные деньги. Да и непонятно, что получится. А вот рекреационный туризм – дело другое».
Как мы видим, в 2011 году нашегогероя интересовал только его «Русский берег». О музее СССР тогда в его голове мысли не было, в его успех он не верил, были мысли о каких-то великих революциях – видимо то, что он знал об эпохе В.И.Ленина из курса школьной программы.
Дух противоречия вновь проснулся после того, как наш герой понял, что старославянские фестивали проводить, колобков на берегу катать и пьяных чиновников потчевать – не тот масштаб и деньги не те. Ульяновская область явно не Москва и надо ловить федеральный, московский тренд, чтобы деньги пошли от федералов. Пообщавшись с Татьяной Ившиной, большой мастерицей всяких реализуемых трендов, организатором проектов «Культурных столиц» в регионах за их же бюджетные деньги, Сергей определился быстро. Только в сотрудничестве туризма и культуры будущее. Развивать мы будем Музей СССР. О революциях и рекреационном туризме уже забыто, главное – поймать бюджетный приз.
Интервью Сергея Лаковского другому местному сайту от 7 июля 2012 года. Тут все только о Музее СССР и о какой-то непонятной туристической анимации (явно с министром Ившиной переобщался: хвалит Культурные столицы, восхваляет культурные форумы, но главное – это музей СССР)
…Тема эта очень яркая. И все признают, что это будет нашей фишкой. Сейчас идет активное обсуждение. Нам надо «застолбить» эту тему на российском уровне, и мы ее будем развивать и дальше.
Почему не стали депозитарием эпохи?
«Застолбил» эту тему Сергей Лаковский видимо, надолго, тема вечная, непонятная в плане реализации и самое главное – в тренде, а судя по суммам финансовых затрат, исчисляемых десятками миллиардов рублей – перспективная.
Но хочется спросить, а в сухом остатке что?
Лаковский «рулит» туристическим кластером почти четыре года. Все проведенные фестивали канули в лету, денег освоено много и как положено, но что же осталось людям? Отрасль туризма как была в первобытно-зачаточном виде в Ульяновске, так и осталась. Нет контрактов с ведущими туроператорами, Ульяновск не входит в туристические маршруты, общепит не дотягивает до необходимых стандартов мегаполисов, разбитые дороги и невнятные предложения по отдыху «выходного дня», и заметьте, никто не спрашивает у людей, работающих в отрасли, какой дорогой пойдем, товарищи? Согласитесь, здорово быть самым главным по туризму, значит – почти самым умным. Правда, по словам местных туристических организаторов, темы есть. Как и интересные туристические проекты, так красочно распиаренные поначалу, сдувшиеся и загибающиеся, варятся в своем соку, чахнут и не развиваются. Никто по-серьезному не занимается ни Сенгилеевской Блинной столицей России, ни Усадьбой Колобка, ни поддержкой местных туроператоров. Теплоходы в большом количестве, по-прежнему, не пришвартовываются к ульяновскому берегу…А ведь это – работа Лаковского, главного по туризму. Уже давно «засветились» на федеральном уровне, уже в 2012 году победили в конкурсе лучших туристических брендов России в номинации Gold Tour вместе с «Великим Саянским кольцом» (Красноярский край), и «Первой космической гаванью Земли» (Саратовская область). А воз всё ныне там.
В интервью 2013 года журналу «Деловое обозрение» его интуиция по поводу создания «Музея СССР» говорит:
- По своим внутренним ощущениям я понимаю, что этот большой проект - «живой», хотя он крайне сложный в реализации. Ведь мы задумали создать культурно-туристический кластер национального масштаба, бренд мирового уровня - наравне с «Золотым кольцом», Санкт-Петербургом…
А вот что он думал о реальности завершения проекта к 2022 году:
- Прежде чем завершить, надо начать. Это проект государственного уровня и принимать решение не нам. Сами мы за него даже браться не будем…
А вот, видимо, замах на вечность:
- Сейчас у Ульяновска, как я вижу, есть два пути развития. Можно превратиться в «большую Бугульму», стать какой-нибудь окраиной «Казанского ханства»… Что бы этого не произошло, нужна яркая идентичность… и вот тут очень хорошо «ложится» эта грандиозная тема - раскрыть XX век, стать депозитарием целой эпохи!
Путешествуя по тому же Поволжью, бывая в Татарстане, Саранске, Пензе, подобных Ульяновску городах, видишь, как здорово выстроена туристическая инфраструктура, сфера услуг, досуга и развлечений в одно целое, все сделано для того, чтобы гостю было комфортно и интересно, и понимаешь, что там, где чиновники от туризма действительно работают, пиар не нужен, людям там пиаром и пустословием заниматься некогда, времени нет – они работают. Почему сердце болит за эту тему? Здесь мы живём и сейчас. Но видимо, все проекты приостановились у Лаковского, так как последние новости на сайте министерства экономики по вотчине Лаковского датированы маем 2014 года про крымское сотрудничество…
Секрет успеха прост: меньше демагогии и популизма, меньше «мыльных пузырей», а больше рутинной и каждодневной последовательной работы, и результат придет, надо только заняться всерьез делом, без популизма и без духа противоречий, качающего так называемый ульяновский «туристический кластер» и господина Лаковского то в одно направление, то в другое.
Смотрите также:
- Фантазии сделали ульяновскую девочку фотомоделью, а потом художником →
- Женщина: бизнес-леди или хранительница очага? →
- Сергей Хохрин: «Мы спасаем город от серости» →