Знакомьтесь: Фабио Мастранджело - маэстро с русскою душой

Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

Полтора месяца назад Ульяновский симфонический академический оркестр обрёл нового художественного руководителя и главного приглашённого дирижёра. Место за дирижёрским пультом занял Фабио Мастранджело – всемирно известный итальянский музыкант с российским паспортом и, как он сам утверждает, с русской душой.

   
   

Что ждёт оркестр и его поклонников в начинающемся сезоне, маэстро рассказал «АиФ в Ульяновске» на встрече в Ленинском мемориале 8 сентября.

Досье
Фабио Мастранджело, дирижёр и пианист. Родился 27 ноября 1965 г. в городе Бари итальянского региона Апулия. Учился в консерватории имени Никколо Пиччини, окончил аспирантуру при Женевской консерватории под руководством профессора Марии Типо, затем получил диплом пианиста-исполнителя в Королевской музыкальной академии в Лондоне. Дирижёрскую деятельность начал в 1986 году как ассистент-дирижёр в театре «Петруццелли» в Бари.

В России оказалось вовсе не так уж и холодно

С. Юрьев: Фабио, расскажите, что побудило вас остаться в России и привело в Ульяновск?

Ф. Мастранджело: Главное, что привело меня в Ульяновск, – это дружба. Лидия (Лидия Геннадьевна Ларина, директор Ленинского мемориала) – моя хорошая подруга, и когда друг звонит и просит помочь, отказать невозможно. И вот я здесь. А в России я живу, потому что люблю эту страну. Впервые я приехал сюда в июне 1999 года, увидел белые ночи в Санкт-Петербурге. Было очень жарко, и я подумал о том, что меня обманывали, когда говорили, что в России всегда холодно. А тогда каждый день было до 30 градусов жары, как и в этом году. И вот, пока я гулял по городу, меня не покидало ощущение, что я здесь уже был. Не верю в то, что бывают прошлые жизни, но если бы они и существовали, то одну из них я точно провёл в России и был русским. До этого десять лет я жил в Канаде, окончил там университет, но у меня ни разу не возникло желания стать гражданином этой страны. А здесь гражданином я стал исключительно потому, что люблю Россию.

– Так что нас ждёт в новом концертном сезоне?

– Впереди у нас очень интересный сезон. И мне радостно сознавать, что он уже 78-й, а значит, и филармония, и оркестр существуют в Ульяновске уже довольно долго. Культура должна быть всегда! И здесь, в Ульяновской области, власть её поддерживает. Мы и живём ради культуры, как мне кажется…

Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

   
   

Ожидаются выступления с нашим оркестром многих интересных солистов, и это не только замечательный пианист Денис Мацуев, которого все мы очень сильно любим. Это и не менее прекрасный пианист Алексей Володин, и скрипач Алексей Лундин (можно сказать, легендарный концерт­мейстер камерного оркестра «Виртуозы Москвы», созданного Владимиром Теодоровичем Спиваковым, у которого, кстати, в сентябре день рождения и концерт здесь – в Ульяновске. 12 сентября – день рождения, а 18-го – концерт).

Кроме этого, мы дадим несколько концертов с приглашёнными молодыми дирижёрами – Юрием Ткаченко, Антоном Шабуровым, Дмитрием Матвиенко, Денисом Шаповаловым, который известен ещё и как шикарнейший виолончелист, и Иваном Худяковым-Веденяпиным – молодым, но очень талантливым дирижёром, уже известным местной публике. На мой взгляд, у этого юноши большое будущее в дирижёрской профессии.

Моцарт и его «одноклассники»

– С вашим приходом что-то изменится в репертуарной политике?

– У каждого музыканта свои пристрастия, и я не исключение. Появится новый фестиваль, который называется «Моцарт и его круг». Моцарт – один из моих самых любимых композиторов, хотя исполнять его произведения очень сложно. Но несмотря на это, Моцарт – моя большая любовь. Много лет назад, когда я был ещё студентом и жил в Нью-Йорке, мне очень понравилось название фестиваля, который там проходил – Mostly Mozart («Главным образом Моцарт»). Это осталось у меня в памяти. Я сам часто играл фортепианные концерты Моцарта, дирижировал многими оркестрами, исполняющими его симфонии, дивертисменты, оперы и другие произведения. Его стиль абсолютно узнаваем, его ни с чем невозможно спутать. Даже если слышишь музыку впервые, сразу становится понятно, что это он.

– И что – только Моцарт?!

– Конечно, не только. Ещё и Гайдн, Бетховен. В новом сезоне будет много Моцарта и его «одноклассников».

«Кармен на пуантах»

– А что-то менее традиционное ожидается?

– Концертное исполнение оперы Винченцо Беллини «Капулети и Монтекки». Сразу хочу предупредить, что партию Ромео в этой опере исполняет не мужчина, а женщина. В первой половине XIX века подобные партии традиционно исполняли меццо-сопрано. Состоится очень красивый проект «Кармен на пуантах», посвящённый Майе Плисецкой. Прозвучит сюита «Ромео и Джульетта» Прокофьева и «Кармен-сюита» Родиона Щедрина.

Кстати
С «Кармен-сюитой» связана интересная история: прежде чем предложить написать её своему мужу Родиону Щедрину, Майя Плисецкая обратилась к Хачатуряну, и только после того как тот отказался, за дело взялся Щедрин. Так родился шедевр, который и сейчас часто исполняется и в России, и во всём мире.

Сколько шагов от оперы до футбола?

– Собираетесь ли вы активизировать гастрольную деятельность?

– Нас ждут на Симфоническом форуме в Екатеринбурге, где соберутся лучшие оркестры России, программа выступления на форуме будет посвящена итальянской музыке и музыке об Италии. Например, Четвёртая симфония Мендельсона. Есть большая вероятность, что мы выступим на Культурном форуме в Санкт-Петербурге, а в мае будущего года нас ждут с гастролями в Японии.

– Дошли слухи о вашем трепетном отношении к опере, а к чему ещё испытываете подобную приязнь?

– С такой фамилией, как у меня, трудно скрыть, что я родился в Италии. Вся моя музыкальная жизнь связана с оперой. У нас дома пели все – и мама, и бабушка. Каждое воскресенье начиналось с прослушивания оперных арий, а заканчивалось просмотрами важных футбольных матчей. Так что я до сих пор люблю и оперу, и футбол. Конечно, с футболом в России несколько хуже, чем с оперой. Италии везёт куда больше… Так что опера для меня – необходимость, моя жизнь. Только вчера мы с Лидией Лариной вспоминали о том, что мой самый первый концерт в Ульяновске состоялся примерно десять лет назад, и в нём участвовала солистка из Италии Антония Чифроне. Помнится, она тогда простудилась, но настояла на том, что будет петь. В этом сезоне мы планируем пригласить ярких солистов из России, молодых солистов Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл», где я являюсь художественным руководителем. Если позволит эпидемиологическая обстановка, пригласим солистов из Италии. Так что следите за афишами!

Справка

Последние 20 лет Фабио Мастранджело постоянно проживает в России. Он руководил различными оркестрами, является художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл», главным дирижёром симфонического оркестра «Северная симфония» и камерного оркестра «Северная симфониетта», возглавляет симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», оркестр Якутской филармонии Simphonica ARTica.  Сотрудничал с Мариинским театром, Римской оперой, Московским театром «Новая опера». Художественный руководитель Международного оперного open-air фестиваля «Опера – всем» в Санкт-Петербурге и летнего фестиваля музыки и искусств «Тремоло» в Тольятти. Постоянный участник фестиваля «Арена ди Верона», Фестиваля Пуччини в Торре-дель-Лаго. С сентября 2021 года является главным приглашённым дирижёром – руководителем театра «Карло Феличе» (г. Генуя, Италия). Офицер ордена Звезды Италии, заслуженный артист Республики Саха (Якутия).

Важно знать!

На должность дирижёра УГАСО «Губернаторский» Фабио Мастранджело предложил опытного музыканта, заслуженного деятеля искусств Республики Мордовия Сергея Кисса. Он  выпускник МГК им. П.И. Чайковского по специальностям «хоровое дирижирование» (класс профессора Б.М. Ляшко) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Г.Н. Рождественского). В 2021 году он окончил ассистентуру - стажировку  в Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки по специальности «Дирижирование симфоническим оркестром» класс профессора А.М. Скульского.

Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

Сергей Яковлевич переехал в Ульяновск со своей семьёй и работает с оркестром на постоянной основе. Кисс уже выступал с УГАСО и дирижировал оркестром 20 и 27 августа, 3 сентября.