Жил, как душа требовала. Памяти Владимира Константиновича Кузьмина

Евгений Щеулов / Предоставлено автором

Год назад не стало моего однокурсника, моего друга, редактора районной газеты «Ленинец», которой он не дал поменять название, впрочем, это была его твёрдая позиция, как и во многом другом. Как американцы говорят, улетел за облако, мой незабвенный друг и яркий человек Владимир Константинович Кузьмин.

   
   

Студенчество

В Ульяновский педагогический институт (ныне университет) я поступил в 1967 году. Кстати, в этом году Ульяновский педагогический университет им. И.Н. Ульянова отметил своё 90-летие. Кажется, совсем недавно это было, а ведь прошло уже столько лет! Тем не менее я, да уверен, и многие мои однокашники, помнят события, связанные с поступлением в институт как самые яркие в своей жизни.  Во всех подробностях помню первый институтский день, когда декан историко-филологического факультета Павел Дмитриевич Верещагин произнес, обращаясь к нам, первокурсникам: «Со студенчеством вас, друзья!». После этого мы зашли в просторную аудиторию (это было в здании на улице Корюкина), где нас ознакомили с планом учебных занятий и рассказали, чем мы будем заниматься в ближайшее время. В этот же день завязались первые знакомства. В нашей группе были ребята, которых я определил как застывших по своему мироощущению на уровне 10 - 11 класса. Как правило, это были дети обеспеченных родителей, занимавших определенные должности, благодушно взиравших на проказы своих «заигравшихся» чад. Сегодня их бы назвали «мажорами». Но были ребята, почти школьники по возрасту, которые стремились постичь всё и вся и с готовностью впитывали, что им давал институт. К их числу относился и Володя Кузьмин. Он был самым молодым студентом, к моменту поступления ему едва исполнилось 16. Но это был человек, с первых дней старавшийся узнать как можно больше. Как позже выяснилось, он окончил сельскую школу в селе Карлинское Майнского района и поэтому с жадностью поглощал знания, впитывая всю учебную информацию, как губка.

Вспоминаются в этой связи слова одного из наших преподавателей по литературоведению Николая Борисовича Подвицкого, обращённые к сельским ребятам: «Берите от города всё! Не теряйте времени!». Кузьмин постоянно следовал этому совету. Но кроме того, что он прекрасно учился, он ещё и чувствовал в себе потребность, как мне кажется, того, что испокон века у нас на Руси называлось культуртреггерством, следуя неписанному закону русских интеллигентов: «поделись с ближним всем, что узнал сам». Впрочем, знал он не только, то, чему его учили в ВУЗе, но и то, что он сам изучал, руководствуясь потребностями своей души. Учеба в институте только подстёгивала всегда дремлющее в нем стремление учить и просвещать. Откуда это было в нем? 

Может быть, от нескольких поколений своих предков - сельских священников, о которых он писал в своих очерках, и которые по мере сил просвещали темный и неизбалованный науками народ... Но скорее всего, это была внутренняя потребность. 

Ещё в самом начале первого курса Кузьмин стал членом БОПЛа (кружка любителей поэзии), участники которого по собственному желанию ездили по трудовым коллективам города и читали стихи поэтов самых разных эпох. Вдохновителем и организатором этих вылазок в народ была небезызвестная филфаковцам всех времён Светлана Романовна Шустова, которую студенты любили за юмор, всегдашнее добродушие и незлобивый характер. Владимир был одним из активистов творческого объединения.

Его эмоциональная память удерживала массу разных стихов. Это очень ярко всегда раскрывалось во время дружеских застолий. Можно сказать, что он извлекал стихи из копилки своей богатейшей памяти на все случаи жизни. Одним из самых его любимых поэтов был Роберт Бёрнс в переводе Самуила Маршака. Его он мог цитировать бесконечно. 

Артист постоянно жил в этом человеке и раскрывался порой самым неожиданным образом. Среди студенческой молодежи, особенно представительниц прекрасного пола, он приобрёл популярность как мастерский исполнитель блестящих «Денискиных рассказов» В. Драгунского. Девочки постоянно просили исполнить их чуть ли не на бис, и Кузьмин никогда никому не отказывал.    
   

Досуг его был всегда очень содержательным. Он не пил и не курил, как многие его сверстники, и всегда водил дружбу с любимыми преподавателями. Среди его друзей и постоянных собеседников были такие яркие фигуры 60-70-х годов, как Е.И. Никитина, О.В. Шавкунова, А.И. Тарасова. О них он впоследствии написал блестящие эссе. Хочу подчеркнуть, что встречи с преподавателями проводились не для того, чтобы заработать высокий бал на экзамене или получить зачёт. Это было взаимно обогащающее общение, делающее жизнь наполненной и интересной.

Зрелость с эсперанто

И вот институт позади. Владимир Константинович Кузьмин (настало время назвать его полным именем) работает в школе, потом переходит на комсомольскую и партийную работу. Пиком его деятельности стала работа в должности секретаря райкома по идеологии. Никогда не видел его в этой роли, но убежден, что он и партийную работу делал интересной, привлекательной, чему в немалой степени способствовала колоссальная эрудиция, умение располагать к себе людей. 

Об интересах этого человека можно говорить бесконечно. То он изучает эсперанто, этот удивительный язык, впитавший лексику из многих индоевропейских языков, то ездит на научные симпозиумы в Казань (его страшно интересовала татарская культура и поэзия). 

Завершает он свою карьеру в качестве редактора майнской районной газеты «Ленинец», которая благодаря ему, его умению работать с читателями, становится одной из наиболее тиражных и любимых газет области.

Но надо сказать, что ему всегда было тесно в рамках районной газеты. Он постоянно сотрудничал с краеведческим журналом «Мономах», литературным изданием «Симбирск».

Светлая память

Просто диву даёшься, сколько интересного он написал о своей малой родине.  О Майнском районе, да и об Ульяновской области в целом. И когда только он успел все это написать? Уместно отметить, что при всей своей занятости Владимир Константинович никогда не походил на застёгнутого на все пуговицы чиновника. Больше всего он любил и ценил дружеское общение. Вспоминаю, сколько мы с ним, живя в разных концах области, переговорили по телефону. Сколько интересного друг другу поведали и, казалось, так будет всегда. Но наше общение почти в одночасье оборвалось... Невесть откуда свалившаяся на этого талантливого человека страшная болезнь выбила его из жизни в расцвете сил и творческих планов. Сколько мог бы он ещё написать и рассказать! Его внезапный уход можно сравнить с несчастным случаем. И, если задуматься, это, действительно, несчастный случай. Не только для его большой и дружной семьи, его многочисленных друзей, но и всех нас, журналистов, краеведов, членов областного медиасообщества. Уверен, что Владимира Константиновича, нашего Володю, мы, знавшие его, никогда не забудем. Думаю, что это высокая оценка его жизни, его яркой и светлой судьбы! Мы помним о тебе, нам тебя остро не хватает!

Наш Константиныч

Ольга КОТЕЛЬНИКОВА
Карсун, октябрь 2022 г. 

Уже год, как нет с нами нашего коллеги, бывшего главного редактора «Ленинца», талантливейшего человека, умницы и великого оптимиста Владимира Константиновича Кузьмина. Для всех нас, близко знавших его, до сих пор звучит в ушах его голос, стоят перед глазами его добрая улыбка, походка, манера общения.
Все редакторы очень уважали «Константиныча», прислушивались к его мнению и спокойным, уравновешенным советам, удивлялись его неимоверной начитанности, знанию и умению донести до слушателей огромное количество стихов самых разных авторов. Вот пишу и вспоминаю, как иногда совершенно неожиданно, в разгар рабочего дня, верстки газеты раздавался телефонный звонок, и в трубке звучал голос Владимира Константиновича, доносящий до меня очередные понравившиеся ему чьи-то стихотворные строчки, или вдруг раздавалась новая песня Трофима. А потом – тихий смех и вопрос: «Ну как? Помогло?». Как будто он заранее знал, чувствовал, что у меня появились какие-то проблемы.

Это был настоящий сельский интеллигент, человек, бесконечно любивший свою малую родину, земляков, умеющий гордиться ими и так рассказать о них, что эта гордость поселялась и в душах его читателей. Многодетный отец, глава большого семейства, он перенес страшную трагедию – смерть сына. Были и у самого проблемы со здоровьем, но он никогда не жаловался, не впадал в депрессию. Владимир Константинович перенес несколько операций и остался для всех неунывающим оптимистом.
Свою школу и учителей помнил всю жизнь и мог бесконечно долго рассказывать о каждом из них, об истории школы.

25 лет он возглавлял одну из лучших районных газет области. Он никогда не стоял на месте: придумывал для читателей новые конкурсы, творческие проекты, интересные рубрики. Владимир Константинович был частым гостем и постоянным читателем в Ульяновской областной научной библиотеке, много работал с архивными материалами. Наверное, именно поэтому его краеведческие материалы так востребованы до сих пор. Для всех нас Кузьмин был примером хорошей неугомонности, творческого поиска, одержимости в работе, четкого понимания смысла существования районной газеты. Он умел спокойно и взвешенно оценить ситуацию и всё расставить по полочкам.
А как Владимир Константинович любил книги! Перед каждым совещанием он приезжал намного раньше нас и обязательно успевал обязательно зайти в небольшой книжный магазин при Доме печати на ул. Гончарова, а потом доставал из своего портфеля книги и со счастливой улыбкой показывал нам новые приобретения. Книги у него были везде: в рабочем кабинете в редакции, во всех комнатах дома. Не мыслил себе день без прочитанных страниц.

70 лет прожиты этим человеком на земле не зря.