Кроме всего прочего Вячеслав Ястребов известен как автор уникальных изданий по рок– и поп-музыке.
В этом году неожиданно для многих Ястребов «сменил пластинку», издав, в соавторстве со священником Ильёй Косых, историю архиерейского служения в Симбирской епархии «Бог есть Любовь».
Работа прибавила знаний
А. Балаев: Владислав Викторович, работа над справочниками и энциклопедиями, по моему разумению, это почти адский труд. Сколько времени занимает работа над книгами?
В. Ястребов: По-разному. Справочник по «Битлз» – это полтора года жизни. Но оно того стоило. Во-первых, подобного издания в России не было тогда в принципе. Во-вторых, когда он вышел в 1999 году, в Москве входил в десятку самых продаваемых книг всех категорий и жанров.
– Литература подобного рода предполагает, что её автор должен «всё знать»?
– За всех не скажу. Но насчёт себя могу вас разочаровать. Больше того, именно работа над библиографиями и справочниками существенно прибавила к моему багажу знаний. Скажем, пишешь об артистке, и выясняется, что есть очень похожая исполнительница. Начинаешь её «копать», а у неё, оказывается, есть сестра, которая училась у того-то и того-то, который, в свою очередь, в одном из интервью упоминает ещё о ком-то – и так далее, до бесконечности.
– Ещё до всех этих книг вы снабжали местных меломанов информацией о рок-сцене – советской, российской, мировой. Я имею в виду рок-клуб. Как вам вообще удалось создать его в то время в нашем «красном» городе?
– Однако везёт тому, кто сам везёт. А создать подобное можно при условии определённой степени самоотречения. Неужели не хотелось как-то заработать?
– Ну, я бы себя аскетом не назвал. К тому же я занимался бизнесом. Надеюсь, что магазин «Автограф» на Гончарова помнят многие (здесь можно было найти редкие пластинки, видео и т. п., – Ред). Правда, тогда, в 2000-х, мне всё это виделось неким «романтическим капитализмом». Хотелось не столько денег заработать, сколько воплотить свои заветные мечты. В «Автографе» был не просто магазин, а скорее место встреч, общения единомышленников, да там настоящий «проходной двор» был.
Всё завязано на рубле
– Модель ульяновского рок-клуба была просветительской. Но без живых групп как таковых. Почему так?
– Я пытался. Но музыканты почему-то не очень хотели быть в рамках клуба. К тому же здесь не было объединений фанатских. Хотя коллективов хороших было достаточно – десятка два. А если говорить в целом, то Ульяновск – очень «тяжёлый» город. Здесь менталитет особенный. Мне было 17 лет, когда я познакомился с Володей Рыжих, вторым секретарём обкома ВЛКСМ. И вот однажды я спросил у него: «Володь, я никак не могу понять: у людей вокруг столько идей, столько планов, почему ничего не воплощается?» – На что он ответил: «Запомни: Ульяновск – не только родина Ленина, но и родина Обломова».
– Возможно, всё дело в советском наследии? Хотя многие теперь ностальгируют по СССР…
– Я не ностальгирую по Советскому Союзу, но могу честно сказать, что жизнь тогда была интереснее. Даже если взять один только ДК Чкалова. Ведь там, кроме нас, было много чего: отличный цирк, ансамбль татарской песни, ансамбль «Волжанка», танцевальный ансамбль «Марина», театр (по-моему, имени Высоцкого)… Нынче же всё завязано на рубле. Нет денег – нет искусства. Отчего жизнь становится уплощённее и упрощённее.
– Например?
– Вот скажите, кто сейчас помнит о «системе Кабалевского»? Да никто! А ведь на ней воспитано столько музыкантов! Да Бог с ним! Давайте так. Раньше, условно говоря, была эстрада. Хорошая ли, плохая… Но она была – профессиональная! Вот, скажем, Алла Пугачёва, с которой я знаком. Как, впрочем, и со многими другими – с Кобзоном, Леонтьевым… Я брал у них интервью, это умнейшие люди, образованные, интеллигентные. Можете вы мне из звёзд новой когорты назвать певца или певицу такого же уровня? День-другой – и нет звезды. Потому что это даже не люди – а продюсерские проекты.
– Что же делать, если масс-культура прёт изо всех щелей?
– Сопротивляться! Включать канал «Культура», общаться с людьми, читать книги. Я пожалел, кстати, что в 90-х, занимаясь бизнесом, очень мало читал. И теперь навёрстываю упущенное. Оглупление человечества, увы, не журналистская фишка. Сейчас люди без калькуляторов не могут перемножить однозначные числа, а без навигатора в смартфоне теряются в пространстве. Точно так же и с музыкой. Она есть, её просто надо уметь расслышать сквозь сонм попсы. Грустно то, что многие в это не верят…
Чувство веры и чувство меры
– Кстати, о вере. Точнее – о религии. Последний ваш труд – на эту тему. Книга по истории архиерейского служения в Симбирске. Честно говоря, очень удивился таким тематическим поворотом в вашей деятельности. Откуда это?
– Никакого разворота здесь нет. Я интересуюсь темой давно – лет тридцать уже с хвостиком. Интерес начался с открыток, которые мне показал мой друг. На них были изображены утраченные храмы Симбирска. Я поразился тому, какая это была красота! Один Троицкий собор чего стоил. И стал собирать какую-то информацию по этой теме, а в какой-то момент понял: надо что-нибудь на эту тему «состряпать». Года три назад в интернет-рассылке я наткнулся на «Историю Симбирской епархии» священника Ильи Косых. Выяснилось, что он служит в Москве, я связался с ним. Оказалось, что то, что я прочёл – его дипломная работа в Сретенской духовной семинарии. Какова же была моя радость, когда он позволил мне пользоваться текстом. Опуская нюансы и подробности, в этом году книга «Бог есть Любовь» вышла в свет, прямо перед Пасхой. И, кстати, информация о книге уже появилась в каталоге библиотеки Конгресса США! А вот в Российской национальной и в Российской государственной библиотеках – нет до сих пор. Хотя разослана она была всем одновременно. Опять же – наш менталитет, лень наша, если хотите. Но я думаю, что осенью появится.
Думаю, тогда же будет готова и новая книга – «Симбирика». В ней информация о Симбирске за последние 200 лет. Тысяча страниц текста плюс полтораста фотографий. Думаю, это будет незаменимая вещь для всех, кто интересуются историей Симбирска.
– Вы сказали, что всё началось с изображений храмов. А как вы относитесь к идее их восстановления?
– У нас давно муссируется идея восстановления Троицкого собора. Но, во-первых, с нашими оползнями эту махину ставить на прежнем месте – чистое безумие. А потом, вы зайдите в наши храмы. Много там прихожан? Вы удивитесь, но даже в кафедральном Спасо-Вознесенском соборе в будний день службы посещают пара десятков человек! Так не лучше ли делать что-то, чтобы наполнить уже существующие храмы, чем строить заведомо пустые?
Смотрите также:
- Фантазии сделали ульяновскую девочку фотомоделью, а потом художником →
- Андрей Усачёв: «Литература – это слепок с Вселенной» →
- Сергей Хохрин: «Мы спасаем город от серости» →