Тётя Таня из Новоспасского: как дочь председателя токарем стала

В рабочем поселке Новоспасское есть немало людей, которым памятны их корни и крестьянские традиции, которыми они дорожат и никогда не забывают.  О жизни и судьбе Татьяны Константиновны Черновой, в девичестве Матвеевой, в прошлом году справившей 95-летие, хочется рассказать особо.

   
   

Во время Великой Отечественной войны, когда почти все мужики ушли воевать, 17-летняя девчуха по направлению Комсомола пошла работать в МТС. Зимой она и её подруги ремонтировали трактора и комбайны, выучившись за несколько месяцев токарному делу, а уже весной садились за руль отремонтированных фордзонов, пахали и сеяли без устали.

Досье
Родилась 24 апреля 1924 года в многодетной семье. Её отец был участником Первой мировой войны, в Гражданскую воевал на стороне красных, потом долго председательствовал в колхозах района. По окончании восьмилетки в 1939 году пошла работать в колхоз, во время Великой Отечественной войны перешла в МТС трактористом и токарем, успешно освоила эти профессии и обучала им своих подруг и молодых парней. После войны работала диспетчером в автотранспортном предприятии. Две дочери и внуки.

Отец

Мне не раз приходилось встречаться с тетей Таней, как ее называют соседи и многочисленные родственники, и всякий раз меня поражало ее трепетное отношение к памяти отца, Константина Анисимовича Матвеева, человека которого в Новоспасском хорошо знало несколько поколений местных жителей военного и послевоенного времени. Причем, говоря об отце, моя собеседница не произносила громких фраз о его влиянии  на ее становление, но по всему было видно, как много значил для неё его нравственный ориентир, его отношение к людям.

Он появился на свет в 1892 году. Рано потеряв отца и мать, пережил трудное сиротское детство. Но в 90-е годы позапрошлого столетия в русской деревне, несмотря на реформы 60-х годов, ещё живы были общинные, патриархальные и религиозные устои. Поэтому сироту не оставили без внимания.  Ему удалось окончить церковно-приходскую школу. Полученные знания вкупе с природной сообразительностью сделали его человеком по сельским меркам образованным, а значит, и уважаемым.

По натуре рассудительный и сдержанный,   он всегда поступал так, как того требовала крестьянская этика, выработанная несколькими поколениями его предков. Действительную службу, годы которой совпали с Первой мировой войной, проходил в Закавказье, где велись боевые действия против Османской Турции. Сегодня о той войне уже мало кто вспоминает, а между тем на протяжении трех лет с 1914 по 1916 гг. большие силы турок вынуждены были сражаться с группировкой русских войск в количестве 170 тысяч человек. Это значительно меньше общей численности турецких армий. Но судя по всему здесь торжествовал знаменитый суворовский принцип: «Воюй не числом, а уменьем». Во всяком случае, за короткое время русские войска заняли крупные города Эрзерум, Ван, Трапезунд и др. Но, конечно, не меньше, а должно быть и больше, чем генералы Ставки и стратеги генерального штаба, радовалось успехам русских войск христианское население Закавказья: армяне, ассирийцы, понтийские греки, а также езиды. Известно, что руководство Турции, возглавляемое в то время вроде бы прогрессивной партией младотурок, проводили политику геноцида христианских народов, особенно армян, и наши солдаты нередко выступали в качестве защитников местных христиан, спасая их от голода и физического уничтожения. Публикуемая фотография переносит нас в то далекое время. Молодой солдат (он третий слева во втором ряду) запечатлен в часы отдыха со своими сослуживцами, один из которых одет в национальную одежду. 

Фото: Из личного архива

Без страха и упрека

Окончание мировой войны совпало с началом другой - Гражданской, в которой Матвеев воевал на стороне красных. Он участвовал, в частности, в штурме Перекопа и освобождал Крым от войск барона Врангеля. По окончании гражданской войны бывший красноармеец вернулся домой, и, женившись, занялся обычным для крестьянина делом: пахал, сеял, выращивал скотину. А тут и коллективизация подоспела. Как и повсюду, она проходила трудно, но Константин Анисимович не привык отсиживаться в кустах, и, будучи крепким середняком, все-таки вступил в колхоз. Через некоторое время его, как бывшего красного командира и человека грамотного, выдвинули на председательскую должность.

-  В то время колхозов появилось видимо-невидимо, - вспоминает   Татьяна Константиновна рассказы отца.  - Чуть ли не на каждой улице был свой колхоз, но в конце концов в правобережной части Новоспасского был организован крупный колхоз имени Кагановича, вобравший в себя все мелкие хозяйства. Его и возглавил отец. 

   
   

В этой хлопотливой должности Матвеев пробыл не только тридцатые, но и военные годы. Его колхоз был одним из передовых, не случайно уже после войны ему доверили возглавить вновь образованное и самое современное по тем меркам хозяйство «Заря коммунизма», где он проработал уже до самой пенсии. Как вспоминают старожилы, председателем он был требовательным, но очень человечным и справедливым.

-  Константин Анисимович старался понять каждого человека, проникнуться его душевным состоянием. Он никогда не рубил с плеча, и в самой трудной обстановке принимал продуманные, взвешенные решения, - рассказывает 94-летняя жительница райцентра Елизавета Степановна Суркова. - Для себя председатель не искал никаких выгод. У него не было даже коляски, о машинах в то время и не слыхивали. Всегда и всюду ходил он пешком, вставал рано и уходил с работы позже всех. Зато никто не мог упрекнуть его ни в какой корысти.

К молодым девчонкам, вчерашним школьницам, которые с началом войны составляли большую часть участников полеводческой бригады, председатель относился истинно по-отцовски, заботился о девушках как мог. Запомнился случай, когда двух подружек от бедных родителей, работавших на железной дороге, он переманил к себе в колхоз, устроив пичуг поварихами на полевом стане. Пусть, дескать, подкормятся девчата. Самое удивительное, что своих дочерей считал неудобным пригреть на тёплое местечко.

Не уступая мужчинам

Дочери Константина Анисимовича с молодых лет включились в трудовую жизнь. Две из них - Мария и Татьяна - работали в сельском хозяйстве. Самая старшая – Анна - рано вышла замуж за партийного работника и постоянно колесила вместе с мужем по нашей области. Работала библиотекарем. Самая младшая Вера всю жизнь проработала телеграфистской в районном узле электросвязи. Но самый яркий след оставила Татьяна. Поистине, она дочь своего отца.

После окончания восьмилетки в 1939 году пошла на работу в колхоз, а с началом войны, проработав несколько месяцев на рытье окопов в соседнем Николаевском районе,  по направлению райкома ВЛКСМ на Новоспасскую МТС (машинно-тракторную станцию), которая  почти на 100% была укомплектована девушками и молодыми женщинами, поскольку мужики находились на фронте.

В одном из номеров районной газеты «Сталинская правда» за январь 1944 года была опубликована заметка «Девушки токари», рассказывающая об успехах молодых работниц. В частности, сообщалось о двух тезках, двух подругах, двух Татьянах Матвеевых: «За два месяца подруги освоили токарное дело. Благодаря их умению и настойчивости любая деталь в их руках принимала требуемую форму и размер. Токарь Татьяна Константиновна Матвеева вполне овладела сложной профессией. Она изготавливает клапан головного цилиндра трактора СТЗ. За рабочий день Таня делает пять таких клапанов. Девушки токари не только сами в совершенстве овладели профессией, но и научили нужной профессии других». Кстати говоря, среди тех, кому комсомолка Татьяна Матвеева помогала овладевать профессией, были и мужчины. Многие из них стали передовиками. 

Татьяна Константиновна нередко вспоминает своих подруг по работе в МТС. Это были совсем молодые девчата из многих сел района: Аня Кислинская и Женя Щеулова из Садового, Нюра Кузнецова и Шура Коробкова из деревни Зыково, Шура Егорова и Прасковья Жирнова из Самайкино. «Да можно и ещё много девчонок назвать, - говорит тетя Таня. - Все они зимой ремонтировали свои тракторы и комбайны, а с наступлением весны сами же работали на них в поле».

Даже умозрительно трудно представить жизнь, которую вели эти сельские стахановки. Многие из них в лютый мороз приходили по утрам из своих сёл на МТС. Холодно, темно - ведь столь привычного нам сегодня электричества в помине не было. Впрочем, были и такие, кто жил в течение зимы на частных квартирах. И вот интересная деталь: почти никто из хозяев, у которых останавливались девушки, а это были в основном пожилые женщины, не брал за постой никакой платы. Все понимали: идёт война, и откуда у бедняжек деньги! 

Мечты о плюшевой жакетке и отрезе на платье

- Зимой, хоть и тяжело было, но всё-таки приходилось в помещении работать. А вот с наступлением весны мы, что называется, открыты были всем ветрам, - рассказывает токарь Матвеева. - Во время посевной работали на Фордзонах МТЗ 50. Это такие колесные тракторы были, у которых не было кабины. После часа работы мы были такие грязные, что главным желанием было умыться, ведь вся пыль, вся грязь, летевшая из-под колёс, была наша. Но о чистоте и приглядном виде думалось в последнюю очередь - надо было работать. Трудились от зари до зари. За свою работу получали трудодни, платили девчонкам не деньгами, а продуктами в натуральном выражении: чаще всего зерном и мукой. Не менее тяжело приходилось и летом, работали на примитивных комбайнах, которые прицеплялись к тем же Фордзонам, или появившемся в конце войны тракторе СТЗ. Опять те же пыль и грязь, но к ним добавлялась еще изнурительная жара.

Выручало то, что у каждой семьи был свой огород. Выращивали картошку, овощи, особым лакомством считалась тыква, ее сушили и за отсутствием сахара использовали в качестве самодельных конфет при чаепитии. Настоящего чая, понятное дело, не было. Использовали морковный или травяной. 

Конечно, девчонкам хотелось красиво одеться. Но для того, чтобы купить платье или кофту, нужны были деньги, а их не было. Впрочем, иногда к праздникам Великого Октября или Первого мая вместо продуктов выдавали отрезы на платья из ситца. Это было настоящим праздником. Недосягаемой мечтой Татьяны и ее подруг были плюшевые жакетки, которые на селе могли себе позволить очень немногие. 

После войны Татьяна выучилась на диспетчера, работала на первом автотранспортном предприятии райцентра. Здесь она познакомилась с водителем Николаем Селиверстовым, вернувшимся после военной службы в Австрии. Это был красивый, веселый парень, но брак продлился недолго, - Николай вскоре умер. От этого брака осталась дочь Галина, которая живет я в Оренбургской области, она фармацевт по образованию. Вторым мужем Татьяны стал Дмитрий Чернов, который всю жизнь проработал во втором автотранспортном предприятии, где его фотография много лет украшала местную доску почета. От этого брака родилась дочь Нина, которая живёт в Москве и работает врачом педиатром.

Сегодня Татьяна Константиновна живёт, окружённая заботой своих многочисленных родственников, дочерей, внуков и правнуков. Все они имеют основания гордиться своей замечательной матерью, бабушкой и прабабушкой, которая внесла свой ощутимый вклад в достижение Великой Победы, 75-летие которой отмечается в текущем году.

Евгений ЩЕУЛОВ