Теремок для белочки. Ульяновец рисует картины на трансформаторных будках

Автор на фоне одной из своих работ. © / Антон Костин / Предоставлено героем публикации

Житель Ульяновска Антон Костин из скучных транфсорматорных будок создает настоящие шедевры. Идея у руководителя объединения молодых художников «Куб» появилась год назад. Как проходит процесс создания картин и почему не все жители довольны этим - в материале ul.aif.ru

   
   

Научите меня рисовать!

Е. Огнева, ul.aif.ru: Антон, когда вы начали рисовать?

А. Костин: Очень рано. Однажды в детском саду я нарисовал, как старик тянет невод из пучины, изобразил не золотую рыбку, а именно момент труда. Учительница сказала, что эмоции получились здорово – видно, как старик старается, как ему тяжело. Потом в восемь лет меня отдали в художественную школу. На одном занятии мы пошли в лес. Мы не рисовали в лесу, а бегали и играли. А когда вернулись, педагог сказал: теперь рисуйте. И я нарисовал лес. Педагог сказал: «Если бы я так рисовал в детстве, я бы сейчас был совсем другим художником». Это было сказано как комплимент, но я воспринял как издёвку, потому что считал, что у меня ничего не получалось. Я бросил художественную школу, но интерес и тяга к рисованию остались. Я не знал, что можно получить художественное образование. Не появился в моей жизни человек, который бы мне объяснил, что профессии художника можно научиться.

Антон начал расписывать будки год назад. Фото: АиФ, Елена Огнева

Ищу проводника в мир искусства

– Потом я поступил в наш педагогический университет на учителя технологии. На старших курсах опять начал ходить в школу искусств. Мне гораздо понятнее воспринимать знания непосредственно от носителя. Например, если я хочу научиться делать самолёты, нужно найти человека, который умеет их делать, и попросить его меня научить. Мне нужен был проводник в мир искусства.

Преподаватель школы искусств № 10 Галина Михайловна мне сказала, что я уже старый и что мне не дадут диплом. Мне не нужен был диплом, я хотел научиться рисовать. Учиться разрешили. Я сильно увлёкся. Из университета, не заходя домой, шёл в школу. Покупал по дороге какие-нибудь мандарины, ими обедал и ужинал – и рисовал. Там же я познакомился со скульптором Александром Ивановичем Деевым. Этот светлый человек стал одним из проводников в мир скульптуры, это захватило ещё больше рисования. После университета я служил в армии, там тоже много рисовал, уровень сильно подрос. После армии попал на свой первый пленэр.

Пленэр — это магия

– Пленэр – это когда художники живут на природе и творят. Впервые я увидел настоящих художников в естественной среде, седых, с бородами, которые уходили на рассвете с пустым холстом, а возвращались с готовой работой. Это была магия. Я вернулся в город с другими глазами, начал видеть красоту во всём. Мне всё хотелось нарисовать. У нас образовалась компания, мы ездили в Ундоры, Карсун, Дедяшевку, Пензу, Тарханы. Для меня этюды гораздо ценнее, чем то, что написано в мастерской. Смотришь на этюд – и вспоминаешь, с кем его писал, где, кто подходил. После того активного лета я весь год рисовал. И в какой-то момент упёрся в потолок – не понимал, как мне дальше двигаться. Нужен был очередной проводник. Мне сказали: поступай в художественное училище в Пензе. Я решил попробовать.

Альма-матер имени Савицкого

– К сожалению набора на скульпторов не было в том году, и я решил рассматривать живопись. Приехал в Пензу и стал караулить студентов возле училища, чтобы узнать у них, стоит ли здесь учиться. Старшекурсницы рассказали мне, что в том году набирал курс самый крутой преподаватель – Анатолий Леонидович Омельченко. На следующий день пришёл сразу к Омельченко. Говорю: хочу учиться у лучшего. Он отвечает: ты сначала поступи, а там, может быть, я тебя и возьму. Это меня подзадорило. Я поступил. Группа у нас была действительно сильная. Я был самым старшим на курсе. Наша альма-матер – прекрасное учебное заведение в красивом старинном здании 1898 года постройки. Губернатор Николай Дмитриевич Селивёрстов завещал городу 300 000 рублей на постройку здания рисовальной школы наподобие школы Штиглица в Санкт-Петербурге. Он хотел, чтобы в Пензе было такое же.

   
   

Ни профессии, ни вакансий

- На четвёртом курсе мне уже не хотелось рисовать. Академические учебные заведения учат ремеслу, но живут ещё в Советском Союзе. Композицию нам объясняли по соцреализму. Это не плохо, но после учёбы человек попадает в другую реальность. В советское время художники зарабатывали большие деньги на заказах и могли заниматься творчеством. В Строгановку поступить на монументалку было нереально. А проектировать мебель никому было не интересно. Сейчас наоборот. Мебель – топовое направление. Студенты завалены работой. Мир поменялся! А образование то же. И профессии художника нет. Видимо, потому, что художник – это скорее призвание, чем должность.

Досье
Антон Костин, художник, выпускник Пензенского художественного училища им. Савицкого, факультет «Становая живопись», член молодёжной секции Ульяновского регионального отделения Союза художников России, основатель «ПРОСТО школы рисования».

Семь этажей искусства

– В 2017 году я, новоиспечённый художник, поехал на всероссийский форум «Таврида.АРТ» в Крым. Туда съехались значимые в художественных кругах люди. «Таврида» прекрасна тем, что любой человек из провинции может присесть рядом со знаменитостью на пляже и предложить: «Посмотрите мою композицию». И туда же приехала директор «Мультимедиа-арт-музея», доктор искусствоведения Ольга Львовна Свиблова. «Мультимедиа-арт-музей» – это семь этажей современного искусства. Там нет постоянной экспозиции, она всё время меняется. Ольга Львовна привозила самые громкие имена, делала интересные выставки. Она говорила: я сама выросла на XIX веке,
но мир сейчас другой. В мировом искусстве востребованы приклеенные к стене бананы и фекалии в банках.

«Баночки Мандзони»?

– В современном искусстве есть хотя бы элемент искусства?

- Да, безусловно. И баночки с фекалиями – это искусство. На протяжении истории художники играют с понятием искусства. Автор баночек с фекалиями, Пьеро Мандзони, в мае 1961 года закатал собственные продукты жизнедеятельности в консервные баночки, написал на них «Дерьмо художника» и выставил на аукцион по цене золота. И их купили! Сам факт, что художник продал своё творение, является актом искусства. Это не означает, что каждую запечатанную какашку можно считать искусством, – только его: он это осмыслил и воплотил. Концептуальное искусство – это про акты, про концепцию. Например, есть верёвка, которой кого-то привязывали 2000 лет назад. Тысячи людей хотят её увидеть. Если убрать историю о том, что верёвкой кого-то привязывали, верёвка становится просто верёвкой. В концептуальном искусстве ценность – именно история. Ты покупаешь не банан, приклеенный к стене, а историю, почему этот банан приклеен к стене. Когда понимаешь этот язык, становится интересно. Конечно, наверное, есть доля отмывания денег и схем «Купил за 100, продал за 300 000». Для восприятия произведений искусства нужна определённая подготовка.

Про «скворечник-теремок»

– Как появился «скворечник» из будки на Гончарова?

– Идея родилась с год назад. Я увидел скучную трансформаторную будку и захотел сделать из неё скворечник, поселить туда дятла, сову, но как-то всё не вязалось. А потом увидел, что в таких домиках живут белочки, и подумал: ну это же прелесть! Получился теремок.

Тот самый скворечник-теремок. Фото: Предоставлено героем публикации/ Антон Костин

– С кем-то согласовывали роспись?

– Будки – собственность УльГЭС. Все согласования провёл в рамках стрит-арт фестиваля “ctrl+c/ctrl+v”, спасибо стрит-арт-художнику Юрию Вольфовичу. Такую же будку я расписал на улице Радищева, 102. Нарисовал фару уазика и слепня. В детстве у отца был уазик-санитарка, мы на нём ездили на рыбалку и за грибами. Везде нас сопровождали огромные слепни. Поэтому я нарисовал слепня. Когда расписывал будку, подошёл мужик: «Почему муха? Я говорю: «Это слепень». Он присмотрелся: «Похоже… Слепень – это про экологию, да?» Третья работа – «Владимир Маяковский» во Владимирском саду (мой портрет, каллиграфия – Юрия Вольфовича). Четвёртая – роспись Дома молодых на Радищева, 154. Я нарисовал музу Клио, а с другого торца – Аполлона. Часто, когда расписываешь объект, люди возмущаются: что за сарай в центре города, куда деньги тратите. Я близко к сердцу не принимаю. На мой взгляд, «теремок» – роспись максимально миролюбивая, но всегда найдутся недовольные, из чьего кармана не потрачено ни копейки.

"Собирательный образ Маяковского". Фото: Предоставлено героем публикации/ Антон Костин

– Это чисто для удовольствия? Подарок городу?

– Да. Мне нравится, что работа находится в открытом доступе 24/7 вне рамок музея и к ней любой желающий может возвращаться 365 раз в году, в любое время года. У меня есть мысль сделать много таких работ в разных точках города.

Процесс создания картины. Фото: Предоставлено героем публикации/ Антон Костин

«КУБ» ушёл в онлайн

- Я стал вдохновителем и руководителем нового молодёжного сообщества «КУБ». Моя концепция сообщества была больше про совместное производство и творчество, а также про поиски средств самовыражения. Я рассказал знакомым художникам и ребятам, кому это может быть интересно: если это вам откликается, давайте попробуем! Тут объявили локдаун – и «КУБ» ушёл в онлайн. Весь 2020 год мы делали творческие работы и выставки. В чате предлагали темы и голосовали. Потом готовили работы по теме, которая набрала больше голосов, и выставляли их. Это было хорошо. Потом я решил сделать в центре города пространство, куда любой мог прийти посмотреть, кто такие художники, чем они занимаются. Потому что когда-то для меня это был суперзакрытый мир. Я хотел создать возможность, чтобы каждый мог учиться рисовать. Появилась «ПРОСТО школа рисования». К нам приходят люди. Мы спрашиваем, чем можем быть полезны, и так зачастую формируется цель обучения. Помимо занятий по рисованию в школе мы с учениками посещаем вместе выставки, лекции, ходим в мастерские других художников, ездим на пленэр, а ещё проводим праздники вместе.

Справка
«КУБ» – объединение молодых художников города. В его состав входят живописцы, графики, скульпторы, архитекторы, видеографы, фотографы и дизайнеры с высшим и средним специальным образованием. Сотрудничают с дизайнерами и конструкторами одежды: разрабатывают концепт, отрисовывают эскизы, принты и паттерны, занимаются созданием коллекций с нуля, motion-дизайн.

- Так кто такой художник?

- Тот, кто назвал себя художником. А уж, какой это художник – время покажет.