Шарпудин Хаутиев: «Нужны люди, которым «больше всех надо»

Сергей Юрьев / АиФ

Как известно, в эпоху торжества рыночной экономики, когда во главу угла ставится личная выгода, а телевизионная реклама навязчиво советует молодёжи «брать от жизни всё», не так-то просто научить подрастающее поколение Родину любить… Однако Шарпудин Хаутиев, председатель Ульяновского регионального отделения Российского военно-исторического общества, уверен, что не всё потеряно, и вопреки всему патриотические настроения в обществе растут…

   
   

С. Юрьев: Шарпудин Маулиевич, чем конкретно занимается Российское военно-историческое общество?

Ш. Хаутиев: Дел множество, и число их постоянно растёт. Например, только что разговаривал с представителем администрации Радищевского района, на территории которого, в селе Новая Дмитриевка, находится дом, где родился и жил Герой Советского Союза Андрей Фатьянов. Звезду Героя он получил за подвиги совершённые ещё во время советско-финской войны. 4 февраля 1940 года он обнаружил на территории противника подбитый самолёт своей эскадрильи, совершил посадку на лёд озера Юха-Акка-ярви, принял на борт экипаж и доставил его на свой аэродром. Сейчас идёт речь о том, чтобы включить этот дом в областной реестр памятников истории и культуры. Но предстоит выяснить, перестаивался ли он, стоит ли его включать в этот реестр именно как строение или достаточно будет установить на нём памятную доску. Сейчас вообще стоит цель установить памятные доски на всех домах, где жили наши земляки, удостоенные звания Героя Советского Союза, а также на всех школах, где они учились. И это только один из множества примеров....

Ш. Хаутиев: А есть ли в обществе интерес к вашей деятельности?

- В последнее время значительно участились обращения ульяновцев с просьбой помочь установить судьбу их родственников, погибших во время Великой отечественной войны, и, если возможно, найти места их захоронений. Просто вал обращений пошёл после того, как по ульяновскому телевидению был показан репортаж о том, как нам по просьбе родственников удалось с помощью волгоградских коллег найти место захоронения солдата, погибшего в Сталинградской битве, хотя его имени не было на надгробии братской могилы. Теперь дети и внуки смогут поклониться его праху, а имя солдата появилось на обелиске.

Анатолий Воронин и Шарпудин Хаутиев. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Сейчас ведём активные поиски могилы Ивана Коленова, уроженца села Малая Кандала. Он был санитаром, но во время боёв в Восточной Пруссии после гибели артиллерийского расчёта начал стрелять по врагу из орудия. Его тогда наградили, однако орден тогда не нашёл героя, поскольку вскоре после Победы, 23 июня 1945 года, он умер в госпитале от полученных ран. И теперь дочь пытается найти место, где его похоронили и добиться, чтобы его орден стал семейной реликвией, которую можно будет передавать из поколения в поколение.  Сейчас этот вопрос решается совместно с Калининградским отделением Российского военно-исторического общества. В том, что место захоронения будет найдено, я не сомневаюсь, Уже установлено, что госпиталь находился в городе Шлоссберг, который сейчас называется Добровольск, и наши калининградские коллеги в ближайшее время намерены отправиться туда, чтобы всё выяснить на месте.

- А почему этой работой должна заниматься общественная организация?

   
   

- К сожалению, министерство обороны далеко не всегда располагает сведениями о месте захоронений павших воинов, поскольку в послевоенной документации, которую часто составляли наспех, встречается множество ошибок в именах и фамилиях. Так что, без помощи общественных организаций в решении подобных вопросов обойтись невозможно. 

Дзот, амбразуру которого своим телом накрыл Александр Матросов. Фото: АиФ/ Из архива Ш.Хаутиева

- За последние годы в области прошло несколько реконструкций различных боёв – от времён войны 1812 года до Великой Отечественной. Что-то подобное ещё планируется?

- Одним из главных событий будущего года станет военно-историческая реконструкция событий, связанных с подвигом Александра Матросова, которая уже стала традиционной. Я недавно выезжал в Псковскую область, на то самое место, где произошёл его последний бой.  Дзот, амбразуру которого он накрыл своим телом, не сохранился, но на том же месте построена бетонная огневая точка. Это, кстати, не соответствует исторической правде, поскольку на самом деле дзот был бревенчатым, о чём свидетельствуют сохранившиеся фотографии тех лет. Мы уже пригласили военного инженера, который нам поможет построить дзот, конструкция которого будет соответствовать оригиналу. Место реконструкции уже определено – неподалёку от Ивановского детского дома есть возвышенность, которая по рельефу напоминает подлинное место событий. Кроме этого, в баталии будут участвовать танки, в том числе, немецкий «Тигр», авиация и подлинные советские противотанковый орудия – знаменитые «сорокопятки». Сейчас планируется закупить военную форму – как немецкую, так и Советской армии. 

Зрелище обещает быть очень эффектным, и оттого, как всё пойдёт, зависит, будут ли к нам в дальнейшем съезжаться военно-исторические клубы со всей страны. И все, кто приедет посмотреть на это зрелище, сможет посетить и музей Александра Матросова на территории Ивановского детского дома. Кстати, само здание, где расположен музей, уникально тем, что его строили сами воспитанники, в том числе, возможно, и сам Александр Матросов.

Русская артиллерия отражает атаку французов на село Кротково. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

- Мероприятие, видимо, обойдётся недёшево, суди по грандиозности замысла. А не правильнее ли было бы направить деньги на ремонт здания музея, которое явно в этом нуждается?

- Музей существует для того, чтобы его посещали. А чтобы его посещали, нужны события, которые привлекут зрителей и участников не только из нашей области, но и из-за её пределов. Станет место популярным и привлекательным – и средства на ремонт музейного здания будет найти проще. Кстати, Александр Матросов не был единственным, кто накрыл своим телом амбразуру дзота. Подобные подвиги совершило ещё порядка пятисот человек, причём не он был первым. Но это нисколько не умаляет значения его самопожертвования. Но так уж исторически сложилось, что именно это имя стало символом, стало примером героизма для будущих поколений. Но я считаю, что надо помнить обо всех, кто пожертвовал собой так же, как он. Сейчас мы готовим полный список тех, кто во время Великой Отечественной войны совершил тот же подвиг, и с ним можно будет ознакомиться также в музее Александра Матросова.

- Но ведь героические страницы отечественной истории не ограничиваются Великой Отечественной войной…

- Совершенно верно! Мне лично очень интересна тема Гражданской войны, поскольку тогда военные действия велись непосредственно на территории Симбирской губернии. Есть множество памятников и захоронений тех времён. Причём большинство из них находится близ железнодорожных станций, где и шли основные бои. Например, у станции Бряндино, похоронено более ста красноармейцев. Как известно, кто победил, тот и ставит памятники. Это сейчас для нас равны все павшие в этой войне и все они достойны памяти. Но, увы, где находятся захоронения белогвардейцев, никто не знает – и это отдельная тема для работы. В октябре, кстати, там состоится реконструкция боём между частями Красной армии Тухачевского и белогвардейскими подразделениями полковника Каппеля. Кроме этого, на территории нашей губернии, в районе сёл Бригадировка и Лебяжье велись бои между царскими войсками и отрядами Пугачёва, и это тоже достойная тема для реконструкций. В истории каждого района происходили уникальные события, и подобные мероприятия открывают новые возможности для их жителей, ближе познакомиться с историей своей малой родины.

- А почему в этом году не состоялась реконструкция событий войны 1812 года в Кротково?

- Возникли проблемы с финансированием, но дело не только в этом. Многое зависит от того, есть ли человек, который готов направить на успех дела свои силы, энергию, жертвовать своё время. Нет лидера – и дела не будет. Раньше реконструкцию в Кротково во многом тянул на себе Анатолий Воронин, руководитель военно-патриотического клуба, настоящий энтузиаст, у которого было всё – и мундиры той эпохи, и даже пушки. Но в конце прошлого года Анатолия Валентиновича не стало, и без него возникли организационные трудности… Кроме этого, представители бизнеса, когда экономика переживает непростой период, не всегда готовы поддерживать подобные начинания. Однако главное - чтобы были люди, которым «больше всех надо». Но реконструкции в Бряндино и Ивановке точно состоятся. В этом я абсолютно уверен.