Сергей Клевогин: «Дети стараются продать предметы старины»

Сергей Васильев / АиФ

Родина моя – Посурье

– Сергей Викторович, вот уже более 30 лет вы работаете в школе. Почему учитель? Что повлияло на выбор вашей профессии?

   
   

– Встретилась мне по жизни Александра Ивановна Аксёнова, очень интересный преподаватель. Именно она привила мне любовь к чтению специальной, узконаправленной литературы, в том числе и исторической. В то время не было такого изобилия книг, как сейчас, их приходилось выписывать или разыгрывать, как раз через «Аргументы и факты». Любил я и литературу, читал «запоем», люблю и сейчас, но читаю уже не так много, как раньше. Однако большее предпочтение я отдавал истории, поэтому и решил поступать на исторический факультет, хотя мой выбор многие не одобряли.

Досье
Сергей КЛЕВОГИН. Родился 13 мая 1964 г. в Сурском районе. Окончил исторический факультет Ульяновского пединститута. С 1985 года работает учителем. Входит в число лучших педагогов Ульяновской области по итогам 2016 года. Учительский стаж Сергея Клевогина – 32 года. Социальный педагог, учитель истории и культуры здоровья. Заведующий краеведческим музеем Астрадамовской средней школы. Женат. Двое детей.

– В последнее время многие политики, общественные деятели говорят, что нужно развивать чувство патриотизма у молодого поколения. А вы что понимаете под словом «патриотизм»?

– Для меня патриотизм – это прежде всего любовь к малой родине. Если человек любит её, то значит, он любит и свою страну. Малая родина – это не только место, где ты родился, но и место, где ты живёшь, место, в которое тебя тянет. Не случайно после окончания вуза я вернулся в своё Посурье. Я родился в селе Большой Кувай, живу в Никитино, а работаю в Астрадамовке.

Цена находок

– Вы неоднократный победитель исторических и краеведческих конкурсов, автор исследовательских работ. Удалось ли вам изменить отношение людей к историческому прошлому, сделать его более уважительным?

– В различных конкурсах исследовательского характера я стал принимать участие в постперестроечное время, где-то в конце 90-х годов, будучи ещё директором Никитинской средней школы. Я готовил учеников для участия в краеведческих конкурсах, в то время в районе их было очень мало, поэтому нам приходилось ездить в Карсун, Вешкайму, Димитровград, Ульяновск. Со временем на нас обратили внимание районный краеведческий музей, центр детско-юношеского туризма и экскурсии. Возможно под влиянием этого или благодаря тому, что идеология в стране была разрушена, национальная идея ещё не была сформирована, краеведение стало той зацепкой, при помощи которой стало возможным пробудить интерес детей к историческому прошлому малой родины, они её открыли по-новому. Им захотелось узнать, кто жил в том месте, где они живут сейчас, какую ценность представляют архитектурные строения, которые их окружают. Я думаю, что благодаря именно этому в нашем районе оживилась краеведческая работа, в каждой школе появились музеи.

Фото: АиФ/ Сергей Васильев

 

   
   

– Можете привести примеры исследований, которыми вы сейчас занимаетесь или занимались недавно?

– В настоящий момент я работаю над историей своего родного села Большой Кувай, активно использую источники из архива. С детьми мы часто участвуем в краеведческих конференциях, исследуем различные находки, например, монету времён Екатерины II, найденную на том месте, где раньше располагался дом известного коллекционера и нумизмата Степана Ермилина. В прошлом году занимались изучением медальона, найденного в селе Никитино, в развалинах усадьбы помещицы Марии Селецкой.

Бумажная работа иногда убивает

– Географ, путешественник Владимир Кочетков проводит свои уроки не в традиционном формате. Его воспитанники не только учатся, сидя в кабинете, но и изучают географию при помощи настоящих путешествий. И не только по Сурскому району, но и по всей области. А как проходят ваши уроки?

– Одно дело детям обрисовать предмет словесно, а другое дело дать им этот предмет потрогать. Свои уроки я стараюсь проводить неформально. Даю не только информацию, но прежде всего повод о чём-то подумать, что-то изучить самостоятельно, привлекаю для изучения исторические документы, рассказываю им, что неофициальная история более интересна. Часто провожу уроки в школьном музее, даже разрешаю ученикам трогать экспонаты, ведь многие вещи они приносят сами, их история им интересна.

– А какие находки они приносят в музей?

– В основном, если находят предметы старины, то приносят мне для того, чтобы я назвал им приблизительную цену находки. Стараются кому-нибудь продать. Но экспозицию музея тоже пополняют, например, предметами быта, которые сейчас уже трудно встретить в повседневном обиходе, например, коромысла, прялки, утюги.

– Изменилось ли в последнее время отношение общества к учителю? Ведь в советское время работать учителем, да ещё и в селе, было престижно.

– Я до сих пор помню всех своих учителей. Первая учительница Антонина Васильевна Сукманова у меня прямо перед глазами стоит. Была очень добрым, любящим детей и в то же время очень требовательным педагогом. Мы её очень уважали и любили. Она учила меня, мою сестру и моего отца. Антонина Васильевна была для нас как бы семейной учительницей. Впрочем, ни о ком из своих учителей у меня не осталось негативных впечатлений, всех вспоминаю с огромной благодарностью.

А в современном обществе много других ценностей. Знание – это всего лишь одно звено. Поэтому у современных родителей отношение к современной школе изменилось, поскольку в настоящее время семья не всегда справляется с воспитанием ребёнка, то школа становится во всём виноватой – не выучила, не воспитала. Кстати, отношение всего общества к школе изменяется и не в лучшую сторону. Я думаю, что это связано с общей ситуацией в стране.

Фото: АиФ/ Сергей Васильев

 

– Электронный дневник, поурочные планы, бесконечные отчёты. Влияет ли это на обучение детей?

– Учитель вынужден тратить огромную массу времени на вещи, может быть кому-то и нужные, но никак не учителю. Далеко не у всех родителей есть возможность посмотреть оценки своего ребёнка в электронном дневнике, но, несмотря на это, мы вынуждены выставлять оценки, размещать рабочие программы. В 21 веке это, конечно, необходимо, но я считаю, что чересчур перегибать с этим не стоит. А бумажная работа иногда убивает желание что-либо делать вообще. Хотя все поурочные планы сейчас есть в интернете, но у каждого педагога своя специфика преподавания, поэтому приходится переделывать всё под себя.

Учитель и личность

– Июнь – пора экзаменов. Выпускники сдают ЕГЭ. Многие ли ваши ученики выбирают для сдачи экзамен по истории и обществознанию?

– Эти предметы выпускники выбирают практически каждый год, но большее предпочтение отдают обществознанию, поскольку на многих факультетах этот предмет является профильным или дополнительным. Но и историю, как предмет для экзамена, выбирают очень часто и сдают её успешно. В этом году в нашей школе три выпускника, и все они сдают обществознание.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учитель?

– Думаю, что тремя, во-первых, должен любить детей. В своей жизни я ни разу не сталкивался с учителями, которые явно бы не любили детей. Во-вторых, быть профессионалом, и не только по своему предмету, но и в смежных областях. В-третьих, учитель должен любить свою работу, свою профессию. С детьми работать очень сложно, особенно с современным поколением.

Конечно, они не все интеллектуально развиты, но педагог должен понимать, что плохих детей не бывает. Если учитель пришёл в школу, то он должен сделать всё, чтобы заинтересовать и не отбить у ребят желание учиться. Я считаю, что дети в школе должны не только учиться, но и полноценно общаться, потому что именно в процессе общения формируется личность. И от того, как учитель будет свою работу выполнять, зависит то, какая личность сформируется.

Смотрите также: