Руководитель клуба «Кредо» Марина Бойко: Альтернатива моде на тупость есть

Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

Марина Бойко воспитала не одно поколение людей, которые любят и умеют петь хорошие добрые песни, а клуб авторской песни «Кредо», которым она руководит, существует уже более тридцати лет и недостатка в притоке свежих сил не испытывает. И это – несмотря на засилье попсы, агрессивное поведение шоу-бизнеса и распространённое убеждение в том, что сейчас модно «быть тупым».

Досье
Марина Бойко. Родилась в 1963 году в селе Наровчат Пензенской области, окончила музыкальную школу и Саратовский государственный университет по специальности «химия-биология». С 1987 года живёт в Ульяновске, с 1990 года начала педагогическую деятельность в клубе авторской песни «Кредо», в настоящее время – руководитель этого объединения в Центре детского творчества №5, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
   
   

Не утонуть бы в бумажках

С. Юрьев: Марина Дмитриевна, последние десятилетия в России происходит так называемая «реформа образования», которая выражается, главным образом, в смене вывесок на учебных заведениях: вместо школ - лицеи, гимназии и т.д.  А что реально изменилось за последние тридцать лет в методах дополнительного образования?

М. Бойко: В целом, принципиально всё остаётся прежним. По крайней мере, в клубе «Кредо». И дети принципиально не меняются. Такие же любознательные, такие же увлекающиеся, как и тридцать лет назад. Хорошая музыка и душевная песня их по-прежнему притягивают. Есть, конечно, разница, но она – в деталях. Другое дело, что у педагогов прибавилось бумажной работы – сейчас требуется куда больше сил и времени на переработку учебных программ и составление отчётов, хотя, по сути, это ничего не меняет.

- Нашествие вируса как-то на процесс образования влияет?

- Конечно, сейчас значительная часть занятий ведётся дистанционно. Но на то и трудности, чтобы их преодолевать. Приходится нащупывать новые приёмы, новые методы. В дистанционном общении, в использовании социальных сетей есть даже свои преимущества. Во всяком случае, организовать дистанционное собрание родителей гораздо легче, чем собрать их в классе. Проще раздавать домашние задания и контролировать их выполнение, показывать новые песни. Есть группа «ВКонтакте», где размещаются все объявления, где есть практически мгновенная обратная связь. От таких возможностей не стоит отказываться, даже когда надоевшая всем пандемия закончится.  В общем, цифровые технологии – нам в помощь.

Что там во внутреннем мире?

- С другой стороны, сегодня бесконтрольно распространяется любая информация – в том числе, явно бесполезная и даже, безусловно, вредная. Всякие «дани милохины» и «моргенштерны» активно продвигают деструктивные   настроения и бравируют собственной тупостью.  И то, что они считаются в современном понимании «успешными», - своеобразный диагноз и для современной молодёжи.  Такого рода влияние на подростков вы чувствуется?

- Ко мне в клуб приходят, в основном, 12-13-летние ребята, и это переломный возраст, когда формируются настроения и взгляды на жизнь.  И они варятся в одном котле с более старшими товарищами, которые уже и инструментом владеют, поют, пишут собственные стихи и песни. И я отчётливо наблюдаю, как вкусы меняются. Авторская песня – это, прежде всего, душа, это замечательные стихи, зачастую, - хорошая музыка. И всё это положительно влияет на формирование внутреннего мира ребёнка. Да что там ребёнка! И на взрослых это нередко влияет. Если кто-то из моих «новобранцев» предпочитает рэп или попсу, я им не мешаю. Я даже помогаю им разучить то, что они хотят. И пусть себе пытаются это исполнять. Но при этом мы вместе потом разбираемся, о чём та или иная песня. И порой выясняется, что на самом-то деле – ни о чём.

   
   

- Как вы думаете, у песен однодневок есть конкуренция?

- Когда рядом звучат, действительно, хорошие песни, всякая модная ерунда конкуренции не выдерживает. И есть масса примеров, когда дети к тому, с чего начинали, не возвращаются. И тянутся не к тому, что в моде, а к тому, что им действительно нравится. А выбор огромен – от творчества Ады Якушевой до песен Виктора Цоя. Проблема в том, что сейчас это тонет в массе бесполезного информационного шума, и надо приложить усилия, чтобы нашу песню донести до детей, дать им возможность услышать её. И Интернет, и даже телевидение сейчас навязывают всяческую лабуду, так что многое зависит и от того, насколько ребёнку повезло с педагогами, и от воспитания в семье. 

Желание оправдать плохих людей…

- Что дети что по этому поводу говорят?

- Моему сыну Артёму 19 лет, и он мне не раз говорил, что нередко замечает у тех, кому 12-13 лет, желание «оправдывать плохих людей». Приводит пример, как девочки собирают в соцсетях деньги на адвоката для «казанского стрелка», убившего девять человек, потому что «он красивый». И объясняет он это недостатком эмпатии в обществе, в том числе, и в подростковой среде, их неспособностью сопереживать. Даже он обеспокоен тем, что с подобными людьми будет лет через десять, и как они себя поведут. И я разделяю это беспокойство. Ко мне в клуб приходят ребята, кто в принципе хочет чему-то научиться, чьи родители обеспокоены будущим своих детей. Но часто бывает, что родителям всё равно, и они хотят видеть в детях лишь своё подобие.

- Я как-то наблюдал картину: идёт папочка с банкой пива, громко матерится в телефон, а рядом с ним – два пацана лет десяти с баночками колы. И папашу их присутствие нисколько не смущает.

-   Действительно, не всем везёт с родителями. Да и с педагогами – тоже не всем… Но я знаю немало семей, где все занимаются спортом, туризмом, выезжают на фестивали, посещают концерты, стараются создать наилучшую среду для духовного и физического развития своего потомства.  Но наш клуб ценен ещё и тем, что здесь рождается дружба, и дети начинают благотворно влиять друг на друга, и порой проблемы, порождённые в семье и даже в общеобразовательной школе, если не исчезают, то смягчаются. Коллектив – великая сила. Бывает изредка, что кто-то в него не вписывается и уходит. Но такое случается крайне редко. Обычно дети дорожат и друзьями, и возможностью чему-то научиться… У детей благодарные души, и я стараюсь создать в клубе ту атмосферу, которая смягчает ту негативную энергию, которая нередко цепляется за них и на улице, и в школе, а порой и в семье… Их слишком мало и редко хвалят. Детей нельзя ругать, а, если они в чём-то неправы, всегда можно просто объяснить – в чём именно.   

- Но и соперничество между детьми – обычное дело.

- Да, соперничества никто не отменял. Но я часто вижу, как они переживают друг за друга, когда мы даём какой-то концерт. И соперничество проявляется в том, чтобы стараться что-то сделать лучше другого, а не в том, чтобы желать кому-то осечек и неприятностей.  Если кто-то становится победителем или лауреатом, за него радуются все.  И это традиция. В клубе «Кредо» создалось несколько семей, и сейчас у меня занимаются дети моих бывших воспитанников. Скоро, глядишь, и внуки появятся.

Не для славы, а для души

- Если провести аналогию с физкультурой и спортом, «Кредо» - это для душевного здоровья или для высших достижений?

- Задачи дать миру профессиональных музыкантов я никогда не ставила, уже потому, что, например, в игре на гитаре и я – самоучка. Но были и есть и отдельные исполнители, и дуэты, и трио, и квартеты, которые успешно концертировали, становились лауреатами многих конкурсов и фестивалей. Сейчас, например, на подъёме трио «Трижды Три», которое стало призёром Международного Грушинского Интернет-конкурса, – Максим Козин, Женя Богодухов и Артём Бойко.  Но не это главное. Главное – воспитание души. Главное, чтобы все стали хорошими людьми, как бы не сложилась их дальнейшая судьба и карьера. А гитара им всегда будет в помощь – и для себя, и для семьи, и для друзей.

Фото: АиФ/ Сергей ЮРЬЕВ

- Участие в фестивалях какую-то роль играет?

- Разумеется. Это часть образовательного процесса, это возможность встретиться с новыми людьми и новыми песнями. Это возможность испытать и показать себя. Если взял в руки гитару – ты артист, а артисту, конечно, нужна публика. А фестивали – это ещё и творческие мастерские! Бывало, и к нам приезжали в гости замечательные барды – Дмитрий Бикчентаев, Дмитрий Кимельфельд, Анатолий Киреев, Юлия Зиганшина, Александр Щербина и многие другие. После таких встреч у детей просто «глаза горят», им хочется и то, и другое, они просто гитару из рук не выпускают! Правда, сейчас с концертами и фестивалями – проблема по понятным причинам, но когда-то это закончится. А пока есть международный виртуальный клуб авторской песни «ТамЗа», который охватил буквально всю планету – и Россию, и Израиль, и США, и другие страны.

- Странное название…

- Как-то барда Макса Ремпеля, который давно проживает «за бугром», просили вспомнить песни из серии «Там за рекой, там за горой, там за горизонтом, там, за чем-то ещё». И это дало название международному виртуальному клубу. Там идёт всемирная молодёжная «гитара по кругу», и клуб «Кредо» в этом тоже участвует, и это тоже помогает творческому росту. Кстати, этот клуб проводил всемирный молодёжный конкурс авторской песни, и наше трио «Трижды Три» стало его лауреатом.

- Но реальные-то встречи с публикой случаются?

- Конечно, например, прошлым летом мы делали месячную программу дворовых концертов. Выступали в одном и том же дворе три раза в неделю, и буквально с каждым разом число слушателей росло. Люди подтягивались и с соседних домов. А завершилось всё праздником двора, на который собралась вся округа. Так что, альтернатива всемирной моде на тупость и деструктивное поведение есть, и это мощная альтернатива.