В феврале в Ульяновске состоялись памятные мероприятия в честь прославленного лётчика, дважды Героя Советского Союза, генерал—майора авиации Ивана Семёновича Полбина. Из Москвы на выставку приехали две правнучки героя - Анастасия и Елизавета. Одна из них, старшая, Анастасия Нежурина, рассказала о том, как в семье хранят память об их знаменитом прадеде и почему личные вещи и письма с фронта переданы в местные музеи.
Память как семейная традиция
Сергей Юрьев, ul.aif.ru: Анастасия, в вашей семье из поколения в поколение передают память о легендарном лётчике Великой Отечественной войны Иване Полбине. Помните тот момент, когда вы подхватили эту эстафету памяти?
Анастасия Нежурина: Однажды, когда я училась в третьем классе, мне предложили сделать доклад перед одноклассниками о членах семьи – участниках Великой Отечественной войны. Тогда-то мама мне и рассказала впервые о нашем знаменитом прадеде. Конечно, я слышала о нём и раньше, но в силу возраста не слишком вникала в историю семьи. И тогда был ещё жив другой наш прадед, Зосима Кузьмич Кузаков, который во время войны служил в танковых войсках. Я даже однажды ездила с мамой к нему в гости в Белгород… И мы с сестрой Елизаветой, конечно, знали, что в нашей семье – два героя Великой Отечественной, один выжил, а другой, Иван Семёнович, погиб за три месяца до Победы…
- Кто-то ещё в вашей семье связан с авиацией?
- Да, сын Ивана Семёновича, брат нашей бабушки Галины Ивановны, Виктор Иванович. Он окончил Сызранское военное лётное училище, стал летчиком-истребителем. Но в 1961 году, во времена Хрущёва, в стране было массовое сокращение армии, в том числе, и авиации, и Виктор Иванович под это сокращение попал. Потом он работал переводчиком на таможне, но при первой возможности вернулся в авиацию, но уже в гражданскую. И до самой пенсии был командиром экипажа Ан-24.
- Что вас привело в Ульяновск?
- В Ульяновской школе №46, которая носит имя нашего прадеда, есть музей Ивана Полбина, а в прошлом году там была установлена именная парта, на которой изложена информация о его боевом пути. Сейчас стартовала акция «Лица героев», нацеленная на патриотическое воспитание школьников, – это и стало поводом для нашего приезда. Это тоже семейная традиция, начало которой положила наша прабабушка Мария Николаевна Полбина, которая передала этому музею несколько подлинных вещей и документов мужа и сама когда-то сюда приезжала. И в Ульяновском областном краеведческом музее хранится большой архив Полбина, который передала она же: письма, награды, фотографии, документы, личные вещи – все, что ранее бережно хранилось дома. Они играют слишком большую роль, чтобы держать их в семье. Большая часть архива передана в музеи, и лично я об этом нисколько не жалею. Особенно письма с фронта, они должны храниться рядом с документами, фотографиями и редкими кадрами кинохроники, где он запечатлён. Всё это уже не только семейные реликвии - всё это должно быть общенародным достоянием. Признаюсь, был момент сожаления, но сейчас я понимаю, что личным вещам и письмам прадеда место там, где их может увидеть множество людей, в том числе, и молодёжи.
- Кто сегодня занимается делами, связанными с памятью вашего прадеда?
- Сейчас в основном всем, что связало с именем Ивана Семёновича, в семье занимается сестра нашей бабушки Людмила Ивановна, и её дочь, наша тётушка – тоже Людмила. Они тесно и постоянно общаются с директорами музеев Ивана Полбина в Ульяновске и Москве.
Делил славу с боевыми товарищами
- А есть какие-то семейные предания об Иване Семёновиче, которые, может быть, не на слуху, которые не вошли в официальную историю?
- Да, собственно, ничего тайного или закрытого нет. Мы-то относимся к нему как к нашему родственнику, но это связано, скорее, с нашими чувствами, и на самих фактах никак не отражается. Может быть, кто-то с точки зрения истории знает о нём больше, чем мы, но мы ещё и относимся к нему как к нашим корням, родному человеку. Разница только в этом. В позапрошлом году мы готовили фильм для школьного музея в Ульяновске и читали письма Ивана Семёновича, которые он писал с фронта своей жене, Марии Николаевне. И нас поразила красота стиля, ясность выражения мыслей и чувств, раскрывающая всю глубину любви к своим родным… Показательно и то, что он почти никогда не употреблял местоимения «я». Когда речь шла о военных событиях, он писал «мы», «мои соколы», он всегда делил славу со своими боевыми товарищами.
- А вот это точно легенда или миф. На самом деле, дата рождения и дата гибели близки, но точно не совпадают. По данным Большой Советской энциклопедии, родился он 14 января 1905 года, или 27-го с поправкой на новый стиль. В собственноручно написанной автобиографии значится другая дата рождения – 27 января, или 9 февраля по новому стилю. А погиб он 11 февраля 1945 года в небе над городом Бреслау, который сейчас принадлежит Польше и называется Вроцлав. В любом случае дата рождения и гибели не совпадают. Его бомбардировщик был сбит, погиб он сам и штурман, а вот стрелку-радисту удалось спастись. Он выбросился на парашюте, оказался в плену, но вскоре был освобождён нашими наступающими войсками. Нашего прадеда несколько раз пытались отправить в тыл на штабную работу, но он всегда находил способ вернуться на фронт, говорил, что не летать он не может. И в письмах не раз упоминал об этом же… Небо он считал своим призванием. И сейчас, особенно в нынешнее непростое для России время, он фактически остаётся в строю – своим примером, памятью о себе, он служит символом мужества и героизма для современной молодёжи, для тех, кто и сейчас защищает нашу Родину. Пример прадеда исторически важен – более чем когда бы то ни было. И в школах, где проводим встречи с детьми, находим искренний интерес к подвигам, боевому пути и личности Ивана Семёновича Полбина. Это я говорю и по свежему впечатлению от встречи с учениками ульяновской школы имени Полбина. И в Москве есть школа имени Полбина, и находится она на улице Полбина… И там мы тоже, как и здесь, встречали неподдельный интерес среди детей к героическому прошлому страны и людям, которые её защищали.
Не только семейные реликвии
- Много ли сохранилось кадров кинохроники?
- Это сейчас с помощью современных гаджетов люди могут фиксировать каждый свой шаг. Тогда это было куда менее доступно, но сам факт, что такие кадры в принципе есть, и натолкнуло нас на идею создать фильм для ульяновского музея. Школьники настолько хорошо владеют материалом, что сами проводят экскурсии.
- А что есть в школьном музее из подлинных личных вещей Ивана Полбина?
- Фотографии, письма с фронта, документы, в том числе свидетельство о рождении. Там, кстати, указана именно та дата рождения, что в написанной им автобиографии - 9 февраля (27 января по старому стилю). Тот, кто писал статью о нём в Большой Советской энциклопедии, видимо, от кого-то получил неточные данные. Возможно, на том и основана легенда о его гибели в день своего рождения. Фактическая разница, если верить этому документу, составляет всего два дня. Ещё там его сумка, гимнастёрка и кожаное пальто.
- Но ведь кожаное пальто Ивана Семёновича есть и в экспозиции Ульяновского краеведческого музея. Сколько всего было их у него?
- Да думаю, что два и было. Наша прабабушка, Мария Николаевна, старалась как можно больше вещей и документов передать в музеи. Чем старше мы становимся, тем память о наших прадедах, воевавших на фронтах Великой Отечественной, становится для нас дороже. Я это с каждым годом чувствую всё острее.