Олег Розов известен как краевед, имеющий совершенно особый круг интересов. Он посвятил себя изучению эпохи Гражданской войны в России, особенно – Белого движения. Почему? Вот об этом он нам и рассказал…
Во всём Каппель виноват…
С. Юрьев: Олег Олегович, что побудило вас настолько погрузиться в историю Гражданской войны?
- В том числе, по мотивам фильма «Чапаев»?
- Да, в том числе… И вдруг выяснилось, что белый военачальник Владимир Каппель имел непосредственное отношение к Симбирску – он его и брал, он его и оставлял под натиском Красной армии… С интереса к его личности и судьбе всё и началось, а всякое увлекательная тема «засасывает». Оказалось, каппелевцы 1918 года – это не совсем то, что каппелевцы 1919 года, и уж совсем не то, что каппелевцы 1920 или 1921 года…
- А разве Каппель дожил до 1921 года?
- Он не дожил, а вот каппелевцы дожили… Так, кстати, впоследствии начали называть всех белогвардейцев, что отступили в Читу, прошли Великий Сибирский Ледяной поход и скрылись в Манчжурии. Так получилось, что не смог оторваться от изучения всей хроники Восточного фронта, начиная с 1918 года, который, кстати, изучен далеко не так тщательно, как, например, Южный фронт, которым командовал Антон Иванович Деникин. Я расписал буквально по дням все боевые действия с обеих сторон. Временами это было очень тяжело с моральной точки зрения, потому что очень много жестокости было и со стороны «белых», и со стороны «красных». Но личности многих участников тех событий очень притягательны, а их судьбы крайне интересны.
- Например?
- Например, начальник штаба Ижевской дивизии, Василий Болдырев, командующий войсками Директории, который был родом из Сызрани, а этот город тогда входил в Симбирскую губернию. Он написал впоследствии интереснейшую книгу «Директория. Колчак. Интервенты.», которая впервые была опубликована в 1925 году и переиздаётся до сих пор.
Не все «беляки» были за восстановление монархии
- А сложилось ли у вас личное мнение о том, почему «белые» тогда проиграли войну?
- Думаю, что они были обречены изначально, поскольку уж очень разрозненными были их политические воззрения. Далеко не все они желали возвращения монархии, среди них были даже сторонники эсеров, как например, почти вся Сибирская армия Колчака. В отличие от деникинцев, которые в массе своей были сторонниками монархии.
- Сразу вспоминается эпизод из фильма «Новые приключения неуловимых», когда Буба Касторский запел в ресторане «Боже, царя храни», и тут же началось побоище…
- Подобные эпизоды случались и в реальности, и мне пару раз встречались в исторических источниках упоминания о них. Так что, это не выдумка советских кинематографистов.
- Тем не менее, после 1991 года деление российского общества на «красных» и «белых» вновь проявилось, и этому не помешали 74 года Советской власти… И, кстати, на чьей стороне краевед Олег Розов?
- Я, конечно, сейчас ко всему этому отношусь исключительно как к истории, но считаю, что в результате событий начала прошлого века Россия очень много потеряла в культурном и экономическом развитии. Либо погибли, либо оказались в эмиграции многие люди, составлявшие цвет нашей науки и искусства. А из тех, что остались, очень многие стали жертвами репрессий. Если вспомнить, что Пётр Столыпин пытался расселить крестьянство центральной России по Сибири и Дальнему Востоку, то не исключено, что сейчас население нашей страны приближалось бы к миллиарду человек. Потери колоссальные, а возможно – и невосполнимые. Вспоминаются слова из советской «Песни трактористов»: «Мы с железным конем, все поля обойдем - соберем, и посеем, и вспашем». И потому мы несчастная страна, что всё делаем наоборот - как в той песне, хотя сначала обычно пашут, потом сеют и только после этого собирают… Как-то Михаил Задорнов обратил внимание на такое вот несоответствие. К слову, мелодия этой песни была позаимствована из белогвардейского марша Северной группы войск генерала Анатолия Пепеляева: «Дышит злобою враг, красный выкинув стяг…». Кстати, его родной брат был премьер-министром в правительстве Колчака и был вместе с ним расстрелян в феврале 1920 года. А вот сам колчаковский генерал дожил в Советской Росси до 1938 года, хотя на свободе провёл всего чуть больше года, а потом был обвинён в создании контрреволюционной организации и приговорён к расстрелу. Но его личность до сих пор привлекает писателей и кинематографистов. В 2016 году премию «Большая книга» получил писатель Леонид Юзефович за роман «Зимняя дорога», одним из главных героев которой стал генерал Пепеляев. Ему же в значительной мере посвящён вышедший годом раньше фильм «Контрибуция», исторический детектив…
Кино – не история, история – не кино…
- Тема Гражданской войны активно раскрывалась кинематографом и в советские времена, да и сейчас привлекает не меньше внимания. Где всё-таки, по вашему мнению больше правды – в фильме «Чапаев» или в современном сериале «Адмирал», где авторы претендовали на раскрытие личности адмирала Колчака?
- В сериале «Адмирал», конечно, охват исторического материала шире, хотя неточности есть в обоих случаях. Например, в начале советского фильма Чапай останавливает бегущих красноармейцев, которых «чехи с хутора выбили», хотя ко времени тех событий, летом 1919 года, белочехов на фронте уже не было. Кстати, операцию белогвардейцев, в результате которой погиб Чапаев, во всём мире изучают как образцовую, как пример выдающегося военного искусства. Что касается фильма «Адмирал», то там, конечно, основная канва событий выдержана, но почему-то главный акцент сделан лишь на положительных чертах личности Колчака. А ведь были и отрицательные: он был вспыльчив, легко поддавался чужому влиянию и мог мгновенно менять точку зрения, что для верховного правителя России было довольно опасно. Более правдиво показана личность Каппеля и его преемника по командованию Восточным фронтом генерала Войцеховского. Он, кстати, после Гражданской войны эмигрировал в Чехословакию, перед Второй мировой войной командовал Пражским военным округом, и перед вторжением немецких войск в Чехословакию оказался единственным военачальником, который настаивал на том, чтобы оказать сопротивление агрессорам. Все остальные предложили сдаться немедленно, за что их и судили после войны как коллаборационистов. А сам Сергей Николаевич Войцеховский впоследствии угодил в советский лагерь, где и умер в 1951 году. Ему, кстати, немцы предлагали возглавить РОА вместо генерала Власова, но он отказался, прямо заявив, что «коммунистический строй ненавидит, но против русских солдат — детей и внуков тех, кто совершил переворот в России — воевать не будет».
- Кстати! Насколько мне известно, есть версия, что значительную часть золотого запаса царской России похитили именно белочехи, но упорно ходят слухи, что какую-то часть этих сокровищ генерал Каппель закопал где-то в окрестностях станции Бряндино, когда отступал под натиском «красных». Что стоит за этими слухами?
- Так что, людей с лопатами и металлоискателями можно успокоить?
- Да, конечно. Если что-то и можно найти, то только документы и полковую казну, которую едва ли держали в золотых слитках.
В учебниках пишут правду. Но не всю…
- Насколько вообще правдива официальная история взятия-оставления Симбирска?
- В целом, правдива. Есть разночтения в дислокации и перемещениях воинских частей, но принципиального значения они не имеют. Правда, не слишком афишируется тот факт, что Красная армия имела колоссальное численное преимущество во время боёв за Симбирск…
- И всё-таки, почему вас главным образом интересует именно история Гражданской войны с точки зрения Белого движения?
- Я бы так не сказал. Судьбы многих участников событий того времени связаны с обеими сторонами противостояния. Например, царский генерал Борис Богословский в 1918 году командовал 3-й армией «красных», а потом стал начальником штаба Сибирской армии «белых», а когда попал в окружение в районе Красноярска, вновь перешёл к «красным», но только потому, что не смог оставить на станции Ачинск жену, у которой были перебиты ноги после взрыва порохового склада. В итоге, его, конечно, расстреляли, и он не мог не догадываться, что так и будет… Но любовь оказалась сильнее голоса рассудка. Кстати, когда прошла волна реабилитации участников Белого движения, он так и не был реабилитирован…
- А ему это было бы надо?..
- Думаю, что нет. Тот, кто желает реабилитации, в какой-то мере признаёт себя виновным. Жесткость, репрессии, террор и беззаконие были с обеих сторон, но почему-то никто не ставит вопрос о реабилитации тех, кто воевал на победившей стороне. Когда террор становится государственной политикой, он уже не считается преступлением. Колчака тоже не реабилитировали. Возможно, он свою участь и заслужил, но не более, чем многие из «красных» военачальников. Число казнённых и репрессированных «белыми» ни в какое сравнение не идёт с тем «маховиком репрессий», что раскрутили «красные».
- Но пример генерала Богословского наверняка не единственный, когда обстоятельства заставляли людей менять убеждения и переходить на другую сторону…
- Да, такое происходило нередко. Вот, например, судьба писателя и журналиста Владимира Зазубрина. До революции он был подпольщиком-большевиком, но в 1918 году в Сызрани его мобилизовали «белые», отправили в Оренбургское военное училище, и через несколько месяцев он получил чин прапорщика и служил в армии Колчака. Но уже в октябре перешёл на сторону «красных» и вскоре написал свой первый роман «Два мира», о котором благосклонно отзывались и Ленин, и Максим Горький, хотя там события Гражданской войны описывались без прикрас – со всей жестокостью и «перегибами». Кстати, в 1924 году в Новосибирске (тогда Ново-Николаевск) по этой книге был снят фильм «Красный газ», с которым было связано немало курьёзов. Во-первых, роль Колчака там играл актёр по фамилии Ленин, только не Владимир, а Михаил... Во-вторых, когда киношный пароход с «белым десантом» приближался к некому прибрежному селу на реке Обь, половина населения встречала его с дрынами и колами в руках, а вторая – хлебом-солью. Гражданская война закончилась недавно, и многие решили, что она вспыхнула вновь. В конце концов съёмочную группу «повязали» чекисты, и киношники сидели под арестом, пока ситуация не прояснилась… К сожалению, этот фильм не сохранился… Да и сам автор книги в 1937 году был арестован органами НКВД за «принадлежность к диверсионно-террористической организации правых» и вскоре расстрелян.
Не стоит гоняться за сенсациями
- Удалось ли вам открыть что-то ранее совершенно никому неведомое?
- Ну, если смотреть с точки зрения «исторической сенсации», то нет. Это ведь сейчас модно: мол, на самом-то деле победили «белые», но от нас это скрывают... Я никогда и не пытался идти таким путём. Но я старался систематизировать делали военных операций – как «красных», так и «белых», судеб участников этих событий. И порой выявляются удивительные закономерности. Вот пример: у Сталина, Будённого и Тухачевского жёны покончили жизнь самоубийством, а вот среди «белых» военачальников ни одного подобного факта не отмечено. Они, наоборот, как жёны декабристов, прошли с ними все тяготы войны, Сибирь и эмиграцию. Ещё известно, что Симбирск – родина двух правителей России – Владимира Ульянова-Ленина и Александра Керенского. Но мало кто обращал внимание на то, что и третий наш земляк мог возглавить Россию. Это генерал Василий Болдырев, уроженец города Сызрань Симбирской губернии, который разошёлся с Колчаком в политических взглядах, поскольку был сторонником проэсеровской Директории. В 1920 году во Владивостоке было объявлено, что генерал Болдырев формирует всероссийское правительство. Правда, многие исследователи полагают, что сам он об этом ничего не знал, а те, кто писал от его имени воззвания, выдавал желаемое за действительное. Он, стался во Владивостоке, когда в город пришли «красные», был арестован, но после того, как заявил готовности служить советской власти, выпущен на свободу, работал в различных учреждениях, занимался научной работой, даже написал воспоминания «Директория. Колчак. Интервенты». Но от судьбы не уйдёшь… В начале 30-х годов его арестовали «за связи с японской разведкой» и приговорили к расстрелу. Вот он-то, кстати, был реабилитирован, но только в 1958 году.
- А для современности какое значение имеет изучение того исторического периода? Вроде бы, что было – то было, быльём поросло…
- Считаю, что политика нынешних властей по этому вопросу очень разумна. Приветствуется исключительно исторический взгляд – без идеологической «накипи», надрыва, эмоций. Действительно, прошло сто лет, и общество созрело до объективного взгляда на события той эпохи. На примере наших предков мы учимся, чтобы не совершать тех ошибок, которые совершали они.
- Каждому времени – свои ошибки…
- Да, но те ошибки стоили жизни миллионам людей. Впрочем, гражданские войны были в истории многих государств, и далеко не всегда подобные уроки шли впрок…