Иван Ожогин: «Настоящее искусство об одном - о смысле жизни»

«Джекилл и Хайд» © / Иван ОЖОГИН / Предоставлено героем публикации

2 ноября, в день 80-летия режиссёра Юрия Копылова, на сцене когда-то руководимого им Ульяновского театра драмы состоится сольный концерт Ивана Ожогина. Он известен и в России, и за рубежом как актёр и певец. Выступать наш земляк будет в сопровождении духового оркестра «Держава». Его сольный концерт продолжит театральный фестиваль, посвящённый мэтру театрального дела. Наш гость не только уроженец Ульяновска, но и ученик Юрия Семёновича Копылова.

Досье
Иван Ожогин. Родился 1 сентября 1978 года в Ульяновске, учился в музыкальной школе № 7, где был солистом в школьном сводном хоре, выступал в составе ансамбля «Второе дыхание» при Дворце пионеров и в ансамбле «Клюква» при городском КСП имени Е.А. Сигалаева. Актёр музыкального театра, певец, продюсер, лауреат национальных театральных премий «Золотая маска» и «Музыкальное сердце театра». Особенно известен ролью графа фон Кролока в российской постановке мюзикла Романа Полански «Бал вампиров».
   
   

Одно везение мало чего стоит

С. Юрьев: В начале ноября состоится твой сольный концерт на исторической родине – в Ульяновске. Помнится, в былые времена тебя приглашали с концертами куда угодно, хоть в города России, хоть за рубеж, а в родной город – почему-то крайне редко. Видимо, слишком буквально понимали поговорку, что, мол, нет пророков своём отечестве… Сейчас что-то изменилось? Признали?

И. Ожогин: Насчёт того, что признали – не знаю, но, видимо, какие-то заслуги мои заметили… Для предстоящего концерта повод будет более чем веским: будет отмечаться 80-летие со дня рождения потрясающего режиссёра - Юрия Семёновича Копылова, с именем которого связаны очень значимые вехи в развитии Ульяновского драматического театра. Я имел честь не только лично знать его, но и учиться у него. Он был моим первым мастером. Его уже десять лет с нами нет, но в его память проводится театральный фестиваль, и мне предоставили возможность своим сольным концертом этот фестиваль открыть. Я, правда, в своё время не доучился в его мастерской и уехал продолжать образование в Москву, но он успел дать мне очень многое, за что я ему очень благодарен и по сей день. Многим из того, чего я достиг, я обязан именно Юрию Семёновичу.
В мюзикле «Бал вампиров». Фото: Предоставлено героем публикации/ Иван ОЖОГИН

- Ты – один из тех учеников Юрия Копылова, кто добился наибольшего успеха. И всё-таки, что в большей степени этому успеху способствовало – везение или труд?

- То, что человеку даётся природой, какие-то вокальные или артистические данные – это, конечно, не гарантия успеха. Терпение и трудолюбие необходимо всегда.  На блюдечке с золотой каёмочкой никто никому ничего не приносит. Я думаю, что мне помогло и то и другое – и везение, и труд. Нередко случалось, что я просто оказывался в нужное время в нужном месте, но пригодилось и умение учиться, слушать и слышать, впитывать в себя информацию и пользоваться ей. Без знаний и умений, без людей, которые мне эти знания и умения передали, одно только везение мало чего стоит. Везение и упорство дополняют друг друга, помогают друг другу. Уж в моём-то случае – точно.

В песне важно всё: слово, интонация, искренность

- Ты всё-таки известен больше как певец, чем как драматический актёр. А насколько певцу необходимо актёрское мастерство? И что тебе дал в этом смысле Юрий Копылов?

- Для меня Юрий Семёнович – ориентир, образец тончайшего, прекраснейшего и высочайшего вкуса к драматургии, к театральному искусству. Он, кстати, ставил и прекрасные музыкальные спектакли, где роли исполняли поющие драматические актёры. И это очень близко к тому, чем занимаюсь я. И я бы не стал разделять в себе актёра и певца – в моём случае эти два профессиональных качества только дополняют друг друга. Там, что я что-то не могу сыграть так, как хотелось бы – я могу это пропеть, дополнить голосом. А если голоса на что-то не хватает – спасает актёрское мастерство. Я и сам для себя до сих пор не определил, кто я в большей мере – певец или актёр.    
   

- Конечно, во всякой песне есть своя драматургия. Нередко – это своего рода монолог. А чем ты руководствуешься при выборе репертуара?

- Я выбираю то, что мне кажется интересным – либо с точки зрения музыки, либо с точки зрения текста, либо с обеих точек зрения… Я беру в репертуар произведения, если я вижу в нём возможность каким-то особенным образом донести до публики какую-то яркую эмоцию, какую-то свежую мысль. Конечно, идеально бывает, когда созвучно душе всё – и текст, и музыка, и моё ощущение того, как это должно звучать. Но даже в относительно лёгкое произведение исполнитель может вложить глубокий смысл, что я и стараюсь делать.

Воланд в мюзикле «Мастер и Маргарита». Фото: Предоставлено героем публикации/ Иван ОЖОГИН

- Насколько я знаю, твоё знакомство с песней началось в Ульяновском городском клубе самодеятельной песни. А наложил ли тот период какой-то отпечаток на твоё сегодняшнее творчество?

- Конечно! В том и особенность авторской песни, что она идёт от души, от сердца, в ней важно слово, интонация, искренность. Замечательный, всем известный бард Юрий Визбор был ещё и драматическим актёром, сыграл несколько незабываемых ролей в кино. Он и прозаиком был потрясающим. Я даю самые разные по жанру концерты, в том числе, много исполняю романсов, которые по духу - та же авторская песня.

О высоком, глубоком и мудром

- А что мы услышим на предстоящем концерте в Ульяновске?

- В основе программы будут «золотые хиты» советской, российской и зарубежной эстрады. Будут и произведения, которые композиторы писали специально для меня. В целом программа будет посвящена размышления о жизни, о предназначении человека, обо всём высоком, глубоком и мудром.

- Как-то слово «хит» с мудростью и глубиной не очень ассоциируется…

- Хорошая, глубокая и мудрая песня тоже может быть популярной. Этому было и есть немало примеров. По большому счёту, всё настоящее искусство – об одном, о смысле жизни.

- Твой концерт пройдёт в сопровождении духового оркестра «Держава». А у тебя ранее был опыт работы с духовыми оркестрами?

- Конечно. Я работаю с Президентским духовым оркестром. Недавно, например, с этим коллективом участвовал в концерте, посвящённом открытию Международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Там же несколько лет назад давал сольный концерт с потрясающим Адмиралтейским духовым оркестром. Приезжая на гастроли в различные города России, часто выступаю с местными духовыми оркестрами.

- Сейчас гастролируешь только по России?

- В 2013 я работал в мюзикле «Бал вампиров» в Берлине, а в 2018 – в Кёльне. Но сейчас с зарубежными гастролями – пауза. По понятным причинам. Да у меня и срок действия загранпаспорта закончился. Но собираюсь делать новый. Надеюсь, что он мне ещё когда-нибудь пригодится. Ещё весной обсуждался вопрос о моём выступлении в Штутгарте. Там собирались отмечать четверть века со дня премьеры «Бала вампиров» в Вене и собирать всех исполнителей роли Графа фон Кролока. Но, что называется, «не срослось»…

«Мастер и Маргарита». Фото: Предоставлено героем публикации/ Иван ОЖОГИН

- Остаётся надеяться, что однажды ситуация изменится в лучшую сторону.

- Надежда, конечно, умирает последней, но, если что-то изменится, то происходить это будет не быстро.

- А сейчас в мюзиклах работаешь?

- Конечно. В декабре будет заключительный блок «Бала вампиров» в Театре музыкальной комедии Санкт-Петербурга, поскольку с начала следующего года истекает срок лицензии, и её едва ли продлят.  Тогда же и там же пройдут заключительные показы мюзикла «Джекилл и Хайд». Играю Воланда в мюзикле «Мастер и Маргарита» на сцене театра «ЛДМ. Новая сцена», который у нас точно не отнимут, никакими санкциями. Ещё есть «Демон Онегина», где я в роли Онегина, «Дон Жуан. Нерассказанная история», где я – Дон Жуан, «Дорогой мистер Смит» в «Приюте комедианта». В рок-опере «Карамазовы» я играю две роли – Ивана Карамазова и Смердякова.  Есть и другие проекты – всего и не припомнить.  Накануне ульяновского концерта в Санкт-Петербургском ТЮЗе состоится премьера мюзикла «Обыкновенное чудо», где я играю роль Волшебника, а в декабре – премьера мюзикла «Пётр Великий» в Театре музыкальной комедии, где я надеюсь сыграть Петра Великого.  Репетиции, по крайней мере, идут, хотя пока точно не знаю, куда «кривая выведет»…

- Ты с Петром примерно одного роста и телосложения, так что, думаю, всё будет, как надо.

- Да, надеюсь.

- Сейчас Ульяновский симфонический оркестр обрёл нового художественного руководителя - Андрея Данилова, который известен как театральный дирижёр. И он как-то заявил, что поддержал бы идею создания в Ульяновске музыкального театра, если бы кто-то всерьёз за это дело взялся. А как ты отнёсся бы к такому проекту?

- Всё зависит от возможностей, ресурсов и, главное, оттого найдётся ли тот, кто будет продвигать эту идею. Идея эта точно имеет право на существование, а Ульяновск – крупный культурный центр, где несколько драматических коллективов. Уверен, что свою аудиторию в таком городе музыкальный театр обрёл бы моментально. Музыкальный театр – это мощнейшее средство эмоционального воздействия на публику, в чём-то даже превосходящее обычную драму.

- Что ты ждёшь от новой встречи с ульяновской публикой?

- Надеюсь, что придёт много старых друзей и новых людей, любителей музыки, которым интересно, что я делаю. Жду ярких эмоций. Надежды и ожидания – самые радужные.