Дирижёр Артём Белов: «Эксперименты позволяют привлекать нового зрителя»

Осень — то время, когда культурная жизнь после небольшого летнего перерыва снова начинает бить ключом. Готовится к открытию сезона и Ульяновский государственный оркестр русских народных инструментов. О том, чем порадуют народники своего слушателя, нам рассказал художественный руководитель и главный дирижёр оркестра Артём Белов. Пользуясь случаем, мы также поинтересовались творческим путём музыканта.

Досье
Артём Белов. Родился в Красноярске в 1987 году. Дирижёр, композитор, домрист. лауреат всероссийских и международных исполнительских и дирижерских конкурсов. С 2018 года является главным дирижёром Ульяновского государственного оркестра русских народных инструментов, с 2020 года — его художественным руководителем.
   
   

От футбола до балалайки один шаг

Светлана Чернышова, ul.aif.ru​: Артём Валерьевич, расскажите, пожалуйста, как в вашей жизни появились народные инструменты и народная музыка?

А. Белов: Скажу сразу — я не из музыкальной семьи: мама у меня врач, у папы техническая специальность. Детство моё прошло в Красноярске. Когда я учился в первом классе, к нам на урок пришла педагог из краевого дворца пионеров Нина Ивановна Скитикина — набирать себе класс. Сыграла несколько несложных мелодий на домре, и мне инструмент понравился, решил попробовать. Я в то время вообще за всё хватался - если бы с баяном пришли, я бы и на баян записался. Признаюсь честно, учился я не очень хорошо, меня больше привлекал спорт — футбол (одно время я даже выступал за сборную Красноярска), шахматы, волейбол, баскетбол. Но мне нравилось окружение — ребята, с которыми я учился в одном классе, педагог. Когда она ушла в декрет (а было это на четвёртом или пятом году моего обучения), я домру бросил, поскольку с педагогом, которому меня передали, мы не сошлись характерами. И если бы Нина Ивановна после выхода из декрета меня не вернула, моя судьба сложилась бы совсем по-другому. Я продолжал лоботрясничать, но тем не менее оставался в музыке. Не обладая какими-то качествами солиста, я довольно сносно мог играть в оркестре партию бас-балалайки. Мы стали ездить в другие города. Сначала это был Владивосток, Всероссийский детский центр «Океан». Там проходил фестиваль народных коллективов, где я понял, что музыка — это интересно, это своя тусовка, своё движение, сверстники, с которыми можно общаться, дружить. А потом мы поехали в Читу, где я увидел ансамбль «Сюрприз» (Новосибирск) под управлением Андрея Гуревича. Они были почётные гости и давали большой концерт, который произвёл на меня такое глубокое впечатление, что, вернувшись в Красноярск, я сказал себе «Я хочу играть, как они» и начал усиленно заниматься. Так годам к 12 я начал извлекать из инструмента что-то похожее на музыку. 

- А как получилось, что из исполнителя вы переквалифицировались в дирижёры?

- В Кемерове на конкурсе «Юные дарования Кузбасса» меня заметил Александр Цыганков — первая домра мира (недавно он отметил 75-летие). Он пригласил меня учиться в Москву, но не к себе, так как он не преподавал в училище, а к своей выпускнице Надежде Михайловне Бурдыкиной. Так я попал в музыкальное училище имени Гнесиных. Отучившись четыре года, поступил в Российскую академию музыки, сразу на два факультета — народных инструментов и композиторский. Через пару лет композицию пришлось оставить, так как мной полностью овладело дирижирование. Окончил академию с двумя дипломами — исполнителя и дирижёра. Потом была аспирантура, а на засыпку — Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, кафедра оперно-симфонического дирижирования. Но это еще не всё моё обучение — дирижёры учатся всю жизнь. Главное – постоянная практика работы с оркестрами.

Особенный оркестр 

- Говорят, что дирижирование — это магия. Вы с этим согласны?

- Конечно. Я же не играю на рояле, а музыка звучит. Мой инструмент очень сложный - это люди. В нашем оркестре 28 музыкантов, а есть коллективы по 100 — 120 человек. Поэтому дирижёру нужно быть психологом, тонко понимать артистов, с которыми  у него общая цель — создать музыкальный, творческий, яркий и понятный слушателю продукт. Можно всё идеально показать, но ведь и регулировщик всё идеально показывает. Только разве он делает это с душой? Да нет, ему всё равно. Дирижёру так нельзя, он должен уделять внимание любой детали. Проникая в суть партитуры, с которой работаешь, ты становишься своего рода соавтором, интерпретируешь музыку по-своему, но ни в коем случае не идя в разрез с автором. Важно не сделать ничего лишнего, но и сыграть только то, что написано, это преступление.

   
   
Фото: Ленинский мемориал Ульяновск

- Вы сказали, что оркестры бывают по сто человек, а лично вам каким самым большим коллективом доводилось дирижировать? 

- Когда я был художественным руководителем и главным дирижёром Смоленского русского народного оркестра имени В. П. Дубровского, на одном из фестивалей мы собирали сводный состав — помимо нас был коллектив из Могилёва и оркестр «Метелица» - всего на сцене находилось около 120 человек. Три оркестра мы собирали и в Ульяновске. Это был проект «Вечер с большим оркестром», где в качестве солиста выступал замечательный баритон, друг нашего коллектива Сергей Зыков из Санкт-Петербурга. Он исполнял песни из репертуара Петра Лещенко и Леонида Утёсова, а аккомпанировали ему три оркестра — из Ульяновска, Сызрани и Тольятти — сто с небольшим человек. Всем этим коллективом в тот вечер управлял преимущественно я, приглашённые дирижёры тоже выходили на сцену, но в меньшей степени.  

- За свою карьеру вам довелось руководить несколькими оркестрами. Есть ли какая-то специфика у нашего, ульяновского коллектива? 

- Основная специфика оркестра заключается в его составе. Так, из деревянных духовых инструментов у нас только одна флейта — обычно в оркестрах флейты две, а если одна, то есть гобой или кларнет. Это существенно. Мы работаем с приглашёнными артистами, и присланные ими партитуры нам приходится адаптировать под свои инструменты. Или, к примеру, электробаян: он у нас есть, а партии для него никто не присылает, в отличие от партий для синтезатора, которого у нас нет. В общем, постоянно надо что-то переделывать, менять, и это занимает достаточно большое количество времени.
У меня, кстати, есть ещё один коллектив, который я очень ценю и в котором вижу перспективу. Это русский оркестр имени В. Г. Бабанова в Великом Новгороде. Коллектив достаточно молодой, ребята горят, в прошлом году у них были трудности с дирижёром, и мне предложили подхватить их, я согласился. Здесь дела идут в гору, и там тоже. 

С юбилеем!

- Концертный сезон вот-вот начнётся. Чем порадуете ульяновскую публику? 

- Концерт-открытие состоится уже 12 октября. В нём примут участие артисты театра «Градский Холл» — победитель шоу «Голос» Селим Алахяров и финалистка проекта Софья Онопченко. С Соней мы уже работали, однажды даже открывали сезон, а вот Селима пригласили впервые, и он с большим интересом откликнулся на наше предложение. Музыка прозвучит самая разная — будут патриотические песни, песни из репертуара Людмилы Зыкиной и Муслима Магомаева, произведения Александры Пахмутовой, пьеса памяти Николая Добронравова, написанная мной в прошлом году. Селим также исполнит песни на стихи Расула Гамзатова, а Софья — произведения, написанные нашей современницей Аллой Зохиной — это очень красивые, патриотические песни, отличающиеся хорошим музыкальным языком и живым слогом. 

- В этом году коллективу, которым вы руководите, исполняется 40 лет. Как собирается отмечать юбилейную дату оркестр?

- Большим концертом, который состоится в «Губернаторском» 30 ноября. В первом отделении публика услышит хор ДК имени 1 Мая, хоровой коллектив Александра Додосова, хор имени Ларисы Филяниной (УлГУ) — это те коллективы, с которыми наш оркестр на протяжении многих лет сотрудничает. Также выступят ансамбль «Волга», солисты областной филармонии и нашего оркестра. Будут и приглашённые артисты — во втором отделении на сцену выйдут друзья и партнёры, с которыми мы в разные годы давали сольные концерты. Это Умар Бикбаев — талантливый баянист из Димитровграда (сейчас учится в Казани), тенор Евгений Южин из Санкт-Петербурга, заслуженный артист России Михаил Дзюдзе — балалайка-контрабас. А ещё к нам приедет Елизавета Бокова — вокалистка с широчайшим диапазоном голоса и репертуаром - она может петь и классику, и джаз, и эстраду. Ещё один приглашённый артист — дирижёр Ирек Файзрахманов — руководитель оркестра набережночелнинской филармонии.

И классика, и неформат

- Расскажите, пожалуйста, о той публике, которая приходит к вам на концерты и для которой вы творите.

- Публика у нас очень разная, как и наши программы. Много молодежных проектов: «Неформат», «Битбокс с оркестром», «Вселенная Хаяо Миядзаки - музыкальные миры аниме», «Вселенная саундтрека». 20 октября, кстати, такой концерт состоится во дворце творчества детей и молодежи. Это будет зарубежная история: прозвучит музыка из «Короля Льва», «Игры престолов», «Гарри Поттера», «Назад в будущее», фантазии на темы «Полицейская академия», «Индиана Джонс», «Агент 007», «Охотники за приведениями». Будет и отдельный диснеевский блок, где прозвучит музыка из «Красавицы и чудовища» и «Русалочки». Не исключено, что в ближайшее время мы подойдем к саундтрекам к компьютерным играм - они очень хорошо звучат на народных инструментах. Не забываем мы и про нашего постоянного слушателя - в прошлом сезоне для них мы выступали с программами, посвященными Расулу Гамзатову и Николаю Добронравову. Стараемся подтягивать и слушателей средних возрастов - такими программами, как «Караоке с оркестром» и «Вечеринки в усадьбе», где гости могут попеть и потанцевать. Я думаю, такие эксперименты помогают нам привлекать нового зрителя. Также у нас есть патриотические программы для школьников, а для младшеклассников - ещё и сказки. Мы сотрудничаем с замечательным московским композитором Светланой Новиковой-Бородиной, которая этой темой занимается. Например, «Царевну Лягушку» мы исполнили вместе с ней - она читала тест, который написала сама, а мы исполняли музыку. В этом году для юных слушателей мы подготовили «Золушку» и «Сказочный маршрут». Есть у нас и задумка написать программу для будущих мам - с хорошей, благозвучной и гармоничной музыкой. Тогда мы точно всех охватим.

- А на гастроли собираетесь?

- Конечно. С 23 по 31 октября нам предстоит достаточно серьёзный тур по ближайшим к Ульяновску крупным городам в рамках программы Росконцерта «Мы – Россия». Концертную программу мы предложили принимающим сторонам выбирать самостоятельно. Первое отделение - классическое. Здесь мы замахнулись на два серьёзных сочинения: симфоническую сюиту «Шахерезада» Николая Римского-Корсакова и балет «Весна священная» Игоря Стравинского. Шесть городов из семи остановили свой выбор на этом варианте Стравинском. Во втором отделении мы представим программу «Неформат», либо «Парад солистов». 

- В прошлом году вас приняли в Союз композиторов России. Насколько это событие стало важным для вас?

- Членство в союзе композиторов с материальной точки зрения ничего не даёт, тем не менее я воспринимаю его как поощрение и аванс. Меня — человека, не имеющего диплома композитора, - это стимулирует к постоянным поискам и самообразованию. Да, написанного много (почти в каждом концерте наш оркестр играет несколько моих произведения), но надеюсь, ненаписанного - ещё больше.