Александр Кременицкий: «Советские авто чувствуешь всем организмом»

Фото Сергея Алехина

Ульяновск, 15 мая – АиФ в Ульяновске. Александр Кременицкий «рулит» клубом старых автомобилей и знает о них многое. К примеру, знает цену «копейке», причем не только в рублевом, но и в историческом эквиваленте.

   
   

- Александр, трудно ли сейчас найти «ВАЗ-2101», не тронутый временем? 

Досье АиФ

Кременицкий Александр Павлович. Родился в городе Куйбышеве (ныне Самара) в 1987 году. Председатель ульяновского Клуба любителей автомобилей старого стиля Oneclub. Закончил Ульяновское училище культуры по специальности «Дизайн». В этом году заканчивает Ульяновский государственный университет по той же специальности.

(О личной жизни наш герой распространяться не стал, вежливо переведя тему на клуб.)

Официальной датой появления Клуба любителей автомобилей старого стиля ONECLUB считается 1 сентября 2010 года, когда было принято решение о его создании. Дни рождения клуба отмечаются ежегодно небольшим автопробегом. На сегодняшний день в клубе состоят более 20 человек. В «гараже» Oneclub’а преимущественно отечественные автомобили: «Жигули», «Волги», «Москвичи», «Запорожцы»; но есть и иномарки, в числе которых – чудом сохранившийся в изначальном состоянии сорокалетний Volkswagen Passat B1 в редком кузове.

- Такую машину найти крайне сложно, поскольку их практически не сохранилось. Оригинальные авто можно пересчитать по пальцам рук – это те, что остались у пожилых людей. В большинстве случаев переделывались и добавлялись какие-то узлы и агрегаты, и, соответственно, ценность машины пропадает без аутентичности.

«Фиат» накрылся медным «ВАЗом»

 

- У вас ведь, кажется, как раз такая машина?

- Да, у меня «Жигули» 1973 года выпуска, самая что ни на есть родная «копейка». Она досталась мне от моего дедушки. Оригинальная! На сто процентов. «Копейки» кое-где еще остались, но в плачевном состоянии. В девяностых ценность этого автомобиля нивелировалась приходом на наш рынок иномарок. И «Жигули» начали элементарно уничтожать. А прошедшая программа утилизации добила остатки. Немало интересных и ценных экземпляров попросту ушли в металлолом. Под пресс шли машины в родной краске, чистенькие, после аккуратной эксплуатации. Как, например, аккуратно ездил мой дедушка. Поэтому машина и представляет ценность. Ведь это автомобиль класса «С», веха отечественного автопрома, часть нашей общей истории, наконец. К тому же «Жигули» были признаны самой лучшей машиной, выпускавшейся в XX веке на просторах нашей страны.

   
   

 

Фото Сергея Алехина

 

- Любопытное утверждение, особенно если учесть, что это, по сути, «Фиат»…

- На самом деле это не совсем так. «Фиат-124» был сильно модернизирован. Благодаря нашим инженерам «Жигули» в итоге превзошли свой итальянский прототип в несколько раз по ряду показателей. «Итальянец», конечно, хорош для южного климата. Но когда 15 «Фиатов» в 1968 году привезли на тестирование в Союз, они быстро вышли из строя. Не заводились двигатели на холоде, не выдерживали наших дорог. У «Фиатов» быстро ломались кузовы в несущих местах. Именно кузов в первую очередь и модернизировали на ВАЗе, его серьезно усилили. Также поменяли задние тормоза (на «Фиатах» стояли дисковые, опять же к нашим условиям малопригодные). Затем усовершенствовали движок, увеличив его экономичность и долговечность. И, в конечном итоге, «Жигули» получились лучше «Фиата». Возможно, правда, многочисленные доработки сделали «Жигули» несколько дороже.

«Копеечное» богатство СССР

 

- Фильм Ивана Дыховичного «Копейка» видели?

- А как же! Машина в картине явилась великолепным инструментом, с помощью которого автор поведал увлекательную историю, охватывающую довольно длинный отрезок времени. Сама «копейка» стала как бы цементирующим звеном в сюжете. И это лишний раз доказывает, что «Жигули» - наше всё. Да и вообще старые машины давно стали частью истории. Они пришли в наши руки из тех времен, когда большинства людей из клуба и на свете-то еще не было. Такие машины можно назвать «машинами времени». Потому что, садясь за руль старого автомобиля, действительно погружаешься на несколько десятилетий назад. Когда едешь на старой машине – напрямую общаешься с техникой. Общение происходит какой-то мышечной силой. Открывая окно, ты вручную крутишь ручку стеклоподъемника, а не нажимаешь на кнопку – и моторчик это делает за тебя. Такое же – «механическое» - чувство и при переключении передачи. В целом, управление такой машиной требует определенной сноровки и серьезных навыков. Вот и судите – какая была подготовка у тогдашних автолюбителей, если учесть, что аварий сейчас намного больше, несмотря на усовершенствованные автомобили, довольно легкие в управлении. А «Жигули» требуют физической силы. Хотя в нашем клубе есть хрупкая девушка Настя, которая ездит на «ВАЗ-2103» и не жалуется. Ей 23 года, и она с головой увлечена ретро-автомобилями.

 

Фото Сергея Алехина

 

- Увлечение – это хорошо, но далеко ли доедешь на старом «жигуле»?

- Я на своей «копеечке» ездил и в Самару, и в Казань… Последняя поездка была в Чебоксары, на фестиваль «Золотая осень». За 36 часов мы проехали 700 километров, и за весь пробег с машиной не произошло ничего внештатного. Да, собственно, все пять наших автомобилей тогда вели себя отлично.

«Чтобы показать – нужно сохранить»

 

- Что вас сподобило создать клуб?

- С детства у меня был интерес к ретро-автомобилям. И в какое-то время нашлись единомышленники, появилась идея создания клуба. И шаг за шагом появился клуб. Каждое новое авто – большое событие. Недавно вот появился «Москвич-408» 1968 года выпуска. Мы нашли ее случайно. Причем нашли в Ульяновске. Правда, пока людей в клубе меньше, чем машин.

 

Фото Сергея Алехина

 

- Почему так?

- Содержание и реставрация старого автомобиля – не самое дешевое увлечение. И чем старше машина, чем она более редкая, тем это удовольствие дороже. Сейчас цены на ретро-автомобили растут с каждым днем. Средняя рыночная стоимость, например, «Запорожца» - от 100 до 300 тысяч рублей, в зависимости от степени его сохранности либо, наоборот, «убитости». При этом потраченные силы и средства финансовой отдачи не приносят. По этой причине занятие ретро-автомобилями с точки зрения коммерции – предприятие рискованное.

- Oneclub – общественная организация?

- Дело в том, что нас как бы и нет официально. Всё на голом энтузиазме. Правда, сейчас нам сильно помогает благотворительный фонд «Культурное наследие – Ульяновск». Собственно, выставку и автопробег в День Победы удалось организовать с их помощью.

- А нет ли у вас планов выйти за рамки разовых акций «по случаю»?

- Главная наша идея – развить в Ульяновске «ретро-культуру». И не только относительно автомобилей. Обратить внимание населения (особенно юного) на историю XX века. Дело доходит до того, что подростки, видя наш старинный патефон (мы его всегда берем на выставки), искренне недоумевают: «А что это такое?». Наша задача – сохранить и показать «остатки прошлого», к которому, увы, отношение не всегда уважительное, а подчас диковатое. В прошлом году народ так хотел сфотографироваться на капоте раритетного «ЗиС-110», что ободрали всю краску. А покраска такой машины стоит дороже, чем вся моя жизнь…

 

Смотрите также: