Ульяновск, 15 мая – АиФ в Ульяновске. Александр Кременицкий «рулит» клубом старых автомобилей и знает о них многое. К примеру, знает цену «копейке», причем не только в рублевом, но и в историческом эквиваленте.
- Александр, трудно ли сейчас найти «ВАЗ-2101», не тронутый временем?
Досье АиФ | |
---|---|
(О личной жизни наш герой распространяться не стал, вежливо переведя тему на клуб.) Официальной датой появления Клуба любителей автомобилей старого стиля ONECLUB считается 1 сентября 2010 года, когда было принято решение о его создании. Дни рождения клуба отмечаются ежегодно небольшим автопробегом. На сегодняшний день в клубе состоят более 20 человек. В «гараже» Oneclub’а преимущественно отечественные автомобили: «Жигули», «Волги», «Москвичи», «Запорожцы»; но есть и иномарки, в числе которых – чудом сохранившийся в изначальном состоянии сорокалетний Volkswagen Passat B1 в редком кузове. |
- Такую машину найти крайне сложно, поскольку их практически не сохранилось. Оригинальные авто можно пересчитать по пальцам рук – это те, что остались у пожилых людей. В большинстве случаев переделывались и добавлялись какие-то узлы и агрегаты, и, соответственно, ценность машины пропадает без аутентичности.
«Фиат» накрылся медным «ВАЗом»
- У вас ведь, кажется, как раз такая машина?
- Да, у меня «Жигули» 1973 года выпуска, самая что ни на есть родная «копейка». Она досталась мне от моего дедушки. Оригинальная! На сто процентов. «Копейки» кое-где еще остались, но в плачевном состоянии. В девяностых ценность этого автомобиля нивелировалась приходом на наш рынок иномарок. И «Жигули» начали элементарно уничтожать. А прошедшая программа утилизации добила остатки. Немало интересных и ценных экземпляров попросту ушли в металлолом. Под пресс шли машины в родной краске, чистенькие, после аккуратной эксплуатации. Как, например, аккуратно ездил мой дедушка. Поэтому машина и представляет ценность. Ведь это автомобиль класса «С», веха отечественного автопрома, часть нашей общей истории, наконец. К тому же «Жигули» были признаны самой лучшей машиной, выпускавшейся в XX веке на просторах нашей страны.
- Любопытное утверждение, особенно если учесть, что это, по сути, «Фиат»…
- На самом деле это не совсем так. «Фиат-124» был сильно модернизирован. Благодаря нашим инженерам «Жигули» в итоге превзошли свой итальянский прототип в несколько раз по ряду показателей. «Итальянец», конечно, хорош для южного климата. Но когда 15 «Фиатов» в 1968 году привезли на тестирование в Союз, они быстро вышли из строя. Не заводились двигатели на холоде, не выдерживали наших дорог. У «Фиатов» быстро ломались кузовы в несущих местах. Именно кузов в первую очередь и модернизировали на ВАЗе, его серьезно усилили. Также поменяли задние тормоза (на «Фиатах» стояли дисковые, опять же к нашим условиям малопригодные). Затем усовершенствовали движок, увеличив его экономичность и долговечность. И, в конечном итоге, «Жигули» получились лучше «Фиата». Возможно, правда, многочисленные доработки сделали «Жигули» несколько дороже.
«Копеечное» богатство СССР
- Фильм Ивана Дыховичного «Копейка» видели?
- А как же! Машина в картине явилась великолепным инструментом, с помощью которого автор поведал увлекательную историю, охватывающую довольно длинный отрезок времени. Сама «копейка» стала как бы цементирующим звеном в сюжете. И это лишний раз доказывает, что «Жигули» - наше всё. Да и вообще старые машины давно стали частью истории. Они пришли в наши руки из тех времен, когда большинства людей из клуба и на свете-то еще не было. Такие машины можно назвать «машинами времени». Потому что, садясь за руль старого автомобиля, действительно погружаешься на несколько десятилетий назад. Когда едешь на старой машине – напрямую общаешься с техникой. Общение происходит какой-то мышечной силой. Открывая окно, ты вручную крутишь ручку стеклоподъемника, а не нажимаешь на кнопку – и моторчик это делает за тебя. Такое же – «механическое» - чувство и при переключении передачи. В целом, управление такой машиной требует определенной сноровки и серьезных навыков. Вот и судите – какая была подготовка у тогдашних автолюбителей, если учесть, что аварий сейчас намного больше, несмотря на усовершенствованные автомобили, довольно легкие в управлении. А «Жигули» требуют физической силы. Хотя в нашем клубе есть хрупкая девушка Настя, которая ездит на «ВАЗ-2103» и не жалуется. Ей 23 года, и она с головой увлечена ретро-автомобилями.
- Увлечение – это хорошо, но далеко ли доедешь на старом «жигуле»?
- Я на своей «копеечке» ездил и в Самару, и в Казань… Последняя поездка была в Чебоксары, на фестиваль «Золотая осень». За 36 часов мы проехали 700 километров, и за весь пробег с машиной не произошло ничего внештатного. Да, собственно, все пять наших автомобилей тогда вели себя отлично.
«Чтобы показать – нужно сохранить»
- Что вас сподобило создать клуб?
- С детства у меня был интерес к ретро-автомобилям. И в какое-то время нашлись единомышленники, появилась идея создания клуба. И шаг за шагом появился клуб. Каждое новое авто – большое событие. Недавно вот появился «Москвич-408» 1968 года выпуска. Мы нашли ее случайно. Причем нашли в Ульяновске. Правда, пока людей в клубе меньше, чем машин.
- Почему так?
- Содержание и реставрация старого автомобиля – не самое дешевое увлечение. И чем старше машина, чем она более редкая, тем это удовольствие дороже. Сейчас цены на ретро-автомобили растут с каждым днем. Средняя рыночная стоимость, например, «Запорожца» - от 100 до 300 тысяч рублей, в зависимости от степени его сохранности либо, наоборот, «убитости». При этом потраченные силы и средства финансовой отдачи не приносят. По этой причине занятие ретро-автомобилями с точки зрения коммерции – предприятие рискованное.
- Oneclub – общественная организация?
- Дело в том, что нас как бы и нет официально. Всё на голом энтузиазме. Правда, сейчас нам сильно помогает благотворительный фонд «Культурное наследие – Ульяновск». Собственно, выставку и автопробег в День Победы удалось организовать с их помощью.
- А нет ли у вас планов выйти за рамки разовых акций «по случаю»?
- Главная наша идея – развить в Ульяновске «ретро-культуру». И не только относительно автомобилей. Обратить внимание населения (особенно юного) на историю XX века. Дело доходит до того, что подростки, видя наш старинный патефон (мы его всегда берем на выставки), искренне недоумевают: «А что это такое?». Наша задача – сохранить и показать «остатки прошлого», к которому, увы, отношение не всегда уважительное, а подчас диковатое. В прошлом году народ так хотел сфотографироваться на капоте раритетного «ЗиС-110», что ободрали всю краску. А покраска такой машины стоит дороже, чем вся моя жизнь…
Смотрите также:
- Сергей Хохрин: «Мы спасаем город от серости» →
- Как выбрать подержанный автомобиль →
- Вперёд – в прошлое →