Записки велопутешественника: учитель из Ульяновской области объехал полмира

Урок географии перемещается на природу. Фото автора

Многим кажется непостижимым, как школьный учитель из симбирской глубинки смог открыть для себя, казалось бы, немыслимые горизонты…

   
   

Своя формула успеха

- Владимир Николаевич, почему и когда у вас возникла страсть к путешествиям?

- Жизнь человека слишком коротка, и мы всегда жалеем о том, чего не сделали. Сколько себя помню, мне всегда хотелось посмотреть мир. В 1991 году я начал работать в школе. Как раз в это время распался Советский Союз, и появилось много людей, которые сумели быстро разбогатеть. В одном из разговоров со своим знакомым из первых «акул капитализма» тот мне заявил, что я всего лишь учитель, а значит, никаких перспектив у меня нет. И тогда я счел необходимым показать, что учитель – нечто большее, чем об этом принято думать, что это не только человек с указкой, стоящий у доски и рассказывающий о том, чего сам не видел. Конечно, в наше время заниматься бизнесом, торговать нефтью, газом или совестью считается делом довольно престижным, но это ни в коем случае не должно быть единственным представлением об успехе. А проехать на велосипеде по миру я мечтал всю жизнь. Это транспорт, независимый ни от каких обстоятельств – сел и поехал, если здоровье есть. При хорошей тренировке можно проезжать до двухсот километров в день и при этом успеть что-то увидеть. Если человек едет на машине, многое он просто не в состоянии заметить. Кроме того, у меня сохранилась детская любовь к приключениям – в хорошем смысле этого слова. И однажды я понял, что перед человеком, который пытается достигнуть грани своих возможностей, открываются двери, за которые он и не мечтал попасть. Человек даже не знает, на что он может быть способен, если не пытается выйти за пределы обыденной жизни. Если попытаться – могут открыться самые удивительные возможности. 

Досье АиФ:
Кочетков Владимир Николаевич, родился в поселке Сурское Ульяновской области. Окончил лесной техникум, географический факультет УГПИ имени И.Н. Ульянова. Работал лесником, техником лесного хозяйства. С 1991 года – учитель географии средней школы поселка Сурское. Как автор и участник проекта «Мир», совершил несколько велосипедных путешествий по России, Азии, Европе, Америке и Австралии общей протяженностью порядка 95 000 километров, из них не менее 30 000 – с учениками. Планирует в 2013 году путешествие по Южной Африке, чтобы таким образом замкнуть «кругосветку». Автор нескольких книг и 150 статей в периодических изданиях. Член Союза писателей, Союза журналистов и Русского географического общества.

- Расскажите о самом первом путешествии и о том, что вы считаете наиболее интересным.

- Первое путешествие – сел в седло и проехал от Костромы до Сурского. Этот маршрут показал мне, что возможность путешествовать вполне реальна. Потом проехал от Белого до Черного моря – 3 500 километров. Получилось необычайно интересно: масса встреч, огромное количество мест, куда другим способом я никогда бы не добрался. Например – к истоку Волги. А вот какое путешествие было самым интересным, сказать трудно. Когда последний раз ездил по Южной Америке, посетил город Тиауанако, мечту моей юности. Он находится в центре Боливии – самый древний город Земли, которому 12 тысяч лет. Помнится, когда мне было лет семнадцать, беседовал с другом о своем желании путешествовать, и у него возник естественный вопрос: как я буду пересекать границы. Я ответил, что границы – не преграда. Конечно, все о чем-нибудь мечтают. Но когда мечта слишком приземленная, например о деньгах, это слишком примитивно. Не все измеряется деньгами, и далеко не все возможности и перспективы зависят исключительно от их наличия.

Язык, понятный всем

- Вас никто не называет туристом – только путешественником. В чем разница между этими двумя понятиями?

- Само понятие «туризм» в последние десятилетия себя скомпрометировало. В наше время, чтобы считаться туристом, достаточно купить путевку, поехать на все готовое, а все перемещения ограничить маршрутом от отеля до пляжа и обратно. Другое дело – путешествие. Это передвижение своими силами, это преодоление расстояний, это впечатления от мест и от встреч, это умение рассчитывать только на себя и свою подготовку – теоретическую, физическую и даже психологическую. Путешествие обязательно должно подразумевать выполнение познавательных задач.

   
   

 

 

- В разных странах – разные обычаи, нравы, менталитет. Как удается найти общий язык с местным населением?

- Все люди, с которыми приходилось общаться, не относящиеся к местной «элите», по сути примерно одинаковы. Каждый, как может, борется за существование, мало кто избалован судьбой и всяческими благами. У всех примерно одни и те же проблемы, и, главное, никто не хочет воевать. Все понимают значение улыбки и знают, что такое дружба. Большая часть жителей тех стран, по которым я путешествовал, даже самых слаборазвитых, хоть как-то знает английский язык. Главное – всем понятно слово «учитель». Это слово – моя визитная карточка. Где бы я ни говорил, что я учитель географии, передо мною загорался «зеленый свет». Все понимали, для чего и зачем я еду. Путешествующих много, и среди них есть «учителя по образованию», но не работающие по специальности. А я работаю в школе. И когда я возвращаюсь из путешествий, ученики понимают, что я не отдыхал на Красном море, что я многое успел увидеть, многое узнать, и мне есть, чем с ними поделиться.

Цель - знания

- Вы путешествуете и вместе с учениками. Как это отражается на процессе обучения?

- С детьми я проехал порядка 30 000 километров. Мне не хотелось бы, чтобы мои ученики на вопрос: «Кто у вас вел географию?» отвечали: «Мужик какой-то…». Интерес к школьному предмету во многом зависит от интереса к личности учителя. География для моих учеников – не просто школьный предмет, а реальное интересное дело. У них, например, нет проблем с написанием рефератов, с которыми они выступают на конференциях, районных и областных олимпиадах, где они часто становятся победителями или призерами. Ко мне во внеурочное время приходят заниматься полсотни человек. Если учесть, что во всей школе – семьсот учащихся, то это очень много. Для учителя увлечь своим предметом хотя бы десять учеников – считается очень хорошим результатом. Всего же за время работы в школе через мои походы и экспедиции прошли более четырехсот детей. Причем наш поход – не просто преодоление маршрута. Всегда ставится какая-то познавательная задача. К чисто спортивному туризму я отношусь примерно так же, как и к пляжно-отельному. Цель не в том, чтобы разряд получить, а в тех впечатлениях и знаниях, что приобретены в пути. Мы также преодолеваем перевалы, форсируем реки, но это не является самоцелью. У нас всегда есть задачи – исторические, географические, экологические, даже если мы путешествуем по Сурскому району. В этом году, например, мы прошли по маршруту экспедиции Бутурлина, предварительно подняв весь доступный материал, посмотрели, где он проходил, что он здесь исследовал. Мы искали в Кувайской тайге можжевельник – кустарник, наличие которого позволяет называть лес тайгой. А потом дети написали работы, с которыми выступали на районной конференции, и сейчас намерены отправиться на областную.

- В будущем году вы собрались в Африку. Почему именно туда?

- Если я пройду африканский маршрут, то можно считать, что совершено полное кругосветное путешествие. Прошедшим настоящую кругосветку считается тот, кто проложил свои маршруты по всем населенным материкам. Когда-то я начал кругосветное путешествие, не очень надеясь на то, что его завершу. Понятно, что не всегда хватает средств или времени... Но я уже «накрутил» педалями 95 000 километров, и непройденной осталась только Африка. В свое время на меня огромное впечатление произвела книга Ивана Ефремова «На краю Ойкумены», которая до сих пор остается любимой. Сейчас совместно с региональным отделением Русского географического общества намечен план маршрута, который будет проходить по Южной Африке – от Атлантического до Индийского океана по Намибии, ЮАР и Мозамбику. Африка по площади уступает только Евразии, и протяженность этого маршрута наверняка будет не менее 6000 километров. По пути будут и национальные парки, такие как «Берег скелетов», Капские горы. Вообще-то я планировал это путешествие на 2012 год – чтобы связать его с 200-летием Ивана Гончарова, который бывал в этих местах во время плавания на фрегате «Паллада». Конечно, все эти места уже исхожены и описаны, но у каждого человека – свои впечатления, и доносит их каждый по-своему.

- Как вы делитесь впечатлениями о своих путешествиях?

- Во-первых, это материал для моих уроков географии. Кроме того, в разных издательствах изданы три мои книги – «На край земли», «Когда оживают легенды» и «Урок географии». Все они занимали призовые места в областных и всероссийских конкурсах книг для детей и юношества. Сейчас готовится к выходу четвертая, над которой мы с редакцией журнала «Физкультура и спорт» работаем уже третий год. Думаю, что это будет самая содержательная книга из всех, что я написал. Почти весь материал собран, осталось систематизировать его и придумать название. Есть также публикации в журналах «Физкультура и спорт», «Вольный ветер», «Юный натуралист», «Дети Ра», в ульяновском альманахе «Карамзинский сад». Так что увидеть для меня – лишь полдела. Мои читатели – мои попутчики, которые имеют возможность увидеть мир моими глазами.