Но на этот раз дата особая – восемнадцатилетие – возраст, достигнув которого человек считается совершеннолетним. О том, какой путь прошло за эти годы предприятие, рассказал его создатель и идейный вдохновитель Расих Гатауллин.
- Расих Маулетович, как родилась идея создания «Мозаики» и само название будущего медиахолдинга?
- Здесь не надо было «изобретать велосипед», я лишь посмотрел, что делается в других, более развитых городах и странах. Путь был выбран отчасти случайно, но отчасти и закономерно. Мой однокурсник по Казанскому университету, закончив аспирантуру, устроился системным администратором в редакцию бесплатной газеты, выходившей в Республике Татарстан. И вот однажды, в 1994 году, он пригласил меня на день рождения. Приехав, я заглянул к нему на работу, и мне показалась очень интересной сама идея бесплатного распространения газеты. Действительно – преимущество налицо: практически неограниченная аудитория. К тому же на тот момент в Ульяновске ничего подобного не было, да и в других городах России встречалось крайне редко. Целый день провел в их офисе, выспрашивал подробности работы и у сотрудников, и у редактора, и у начальника отдела распространения, и у директора по рекламе. Сам я в этом деле тогда еще мало что понимал, но идея мне очень понравилась. В итоге, приехав в Ульяновск, я уже настолько «заболел» этой идеей, что не смог от нее отказаться. Самостоятельно сделал пересчеты – поправку на ульяновские масштабы, и получилось, что газета вполне может быть жизнеспособна, и расценки на рекламу будут сопоставимы с теми, что были приняты в платных изданиях. При этом можно предложить огромный тираж, который гарантированно дойдет до читателя, что для рекламодателей – неоспоримое преимущество.
Что касается названия, то оно родилось из колорита эпохи. Тогда было ощущение полной неразберихи: закрывались государственные заводы, разваливалось производство, возникал частный бизнес. Тогда массово появлялись предприниматели, кооперативы, малые предприятия, которые остро нуждались в продвижении своих товаров и услуг. Но в этом сумбуре было совершенно непонятно, кто чем занимается, кто что продает. В бывших газетных киосках торговали сигаретами, пивом, водкой и жвачкой… Промтоварные магазины «перепрофилировались» в продуктовые, а продуктовые – в хозяйственные. Все перемешалось, и людям было сложно ориентироваться. А мозаика – это сложение из мелких фрагментов целостной картины. То есть мы ставили задачу из существовавшего тогда хаоса предложений товаров и услуг сделать что-то упорядоченное, доступное пониманию. Так и появилось название «Мозаика». Тогда я еще не мог предположить, что когда-то появится медиахолдинг, но очень хотелось создать газету, которая будет интересна и полезна ульяновцам.
- Естественно, у каждого предприятия бывают свои трудности роста. Какие из них казались самыми существенными?
- Начало было самым трудным временем. Кроме самой идеи у меня ничего не было. Я тогда был совладельцем небольшого образовательного учреждения «Инфо-Центр Хард энд Софт». У нас было три учебных класса, где обучали людей компьютерной грамотности и бухгалтерскому учету. Первоначально я рассчитывал реализовать идею создания газеты в рамках существующего предприятия. Однако мой партнер по бизнесу идею не поддержал, аргументировав это тем, что «от добра добра не ищут». И тогда я предложил ему выкупить мою долю, чтобы иметь хоть какой-то стартовый капитал. Новая идея увлекла меня настолько, что все, чем я занимался предыдущие два года, казалось уже неинтересным и рассматривалось как пройденный этап. И мой партнер, Владимир Андреевич Пуга, согласился на такой вариант, за что я ему до сих пор искренне благодарен. За свою долю я получил семь тысяч долларов. Даже для того времени это были не такие уж большие деньги, и хватило их только на то, чтобы обеспечить себя месячным запасом бумаги и оплатить типографские услуги. Делать газету мы начали втроем – я, моя супруга Зульфия и художник-дизайнер Саша Борисов, один из бывших преподавателей «Инфо-Центра Хард энд Софт», который решил уйти вместе со мной в новый бизнес. Вместе мы осваивали компьютерные программы по верстке и дизайну…
Денег, которые я получил от продажи доли прежнего бизнеса, хватило всего на месяц, но рекламодатели за это время не успели проникнуться доверием к нашей газете. Первое время достаточно сложно было приучить курьеров-распространителей ответственно относиться к своей работе – аккуратно раскладывать газету по ящикам. Еще месяц мы продержались на честном слове - нам предоставили в кредит бумагу и типографские услуги. А потом пришлось идти в банк и брать кредит под триста процентов годовых. Такие тогда были условия кредитования – под стать темпам инфляции. Чтобы получить кредит, пришлось даже заложить свою однокомнатную квартиру…
Другой сложный период был во время кризиса 1998 года, когда нам пришлось «урезать» газету с привычных шестнадцати полос до четырех. Рекламы почти не было, число объявлений резко сократилось, настало время, когда у нас почти не было денег. Мы собрались нашим небольшим тогда коллективом, в котором тогда было около двадцати человек, и я честно признался, что наше положение не позволяет выплачивать зарплату в полном объеме, и не исключено самое пессимистичное развитие событий – вплоть до закрытия предприятия. Говорить об этом было горько, однако я до сих пор благодарен своим сотрудникам за понимание. Коллектив сложился дружный и сплоченный, и все единодушно заявили, что готовы работать, терпеть и ждать лучших времен. Так продолжалось примерно полгода – выплачивали не больше пятой части зарплаты. Но благодаря команде единомышленников, большая часть которой продолжает работать в «Мозаике» и сейчас, продержались. Сейчас многие из тех, с кем мы вместе преодолевали кризис, стали генеральными директорами, редакторами, руководителями подразделений.
- Насколько ожидания первых лет совпали с результатами?
- Мы добились гораздо большего, чем ожидали. Начиная издавать газету, мы рассчитывали лишь на то, что наше издание станет самым популярным в Ульяновске, что оно придет в каждую семью не только с рекламой и телепрограммой, но и с интересной и полезной информацией. Все это получилось, что подтверждают лидирующие позиции газеты «Мозаика» в рейтингах популярности ульяновских СМИ. Однажды, осенью 1995 года, к нам обратилась газета «Комсомольская правда» с предложением издавать региональное приложение. Потом мы начали проводить фестивали рекламы, на основе которых появилось сразу два новых направления, позволивших создать выставочную компанию и информационно-рекламное агентство, которое оказывает полный комплекс рекламных услуг. Мы начали издавать «Комсомольскую правду», которую нужно было продавать, однако «Роспечать» не торопилась рассчитываться за проданные газеты. Нам пришлось создавать свою систему газетной торговли, которая начиналась с уличной торговли, с лотков и стоек, потом к нам за помощью в реализации обратились другие местные издания, а теперь выросла в полноценную торговую сеть. Теперь Торговая группа «Мозаика» – лидер продаж газетно-журнальной продукции на ульяновском рынке.
- Одна голова хорошо, а десять – лучше. Каким требованиям должна удовлетворять идея сотрудника, чтобы вы ее поддержали?
- Мы рассматриваем все идеи, которые исходят от сотрудников – и те, что люди высказывают устно, и те, что присылают в виде служебных записок. Иногда интересные идеи высказываются работниками даже на корпоративах. Чтобы идея была реализована, она должна быть уникальной и выполнимой. Важно, чтобы сам автор был готов ее самостоятельно продвигать, чтобы он мог убедить окружающих в ее перспективности. Например, так был создан журнал «Деловое обозрение». Именно в коллективе родилась идея отдельного издания для предпринимателей, руководителей предприятий, менеджеров разного уровня, снабженцев – словом, для людей, которые принимают решения в сфере бизнеса. Мы начали выпускать газету «Что? Где? Почем?», которая буквально через несколько месяцев преобразовалась в журнал «Деловое обозрение». То же можно сказать и об идее фестиваля рекламы, «Ночи пожирателей рекламы», организации выставок. Так что многие идеи, рожденные в коллективе, выросли в целые направления деятельности.
- Существует мнение, что цель бизнеса – делать деньги. Согласны ли вы с этим?
- Не совсем! Никакой бизнес не может существовать без зарабатывания денег. Конечно, бизнес – это всегда определенный риск… Но надо понимать, что успех невозможен, если на определенном этапе, а лучше с самого начала, предприниматель не задумается о том, кому он полезен. Бизнес должен быть интересен и полезен обществу, поскольку люди не станут платить за то, что им не нужно, в чем они не испытывают потребности. Не будешь думать о нуждах общества, частью которого сам являешься, не будешь заботиться о людях, которые приобретают товары или пользуются услугами, то и денег не будет. Все взаимосвязано. Лично я, начиная бизнес, не думал о деньгах. Было интересно делать настоящее дело. Деньги – только средство для реализации новых интересных идей. Бизнес для меня – это еще и забота о людях, с которыми я работаю. Невозможно быть счастливым в одиночку. Для счастья необходимо, чтобы вокруг тебя было как можно больше счастливых людей.
- Какими качествами должен обладать сотрудник, чтобы заслужить ваше доверие?
- Здесь не надо ничего выдумывать. Ответ очевиден: порядочность, честность, трудолюбие и пунктуальность.
- Если сравнивать с возрастом человека, в каком периоде жизни находится сейчас «Мозаика»: детство, юность или уже зрелость?
- Восемнадцать лет для предприятия, конечно, возраст уже не детский. И даже не юношеский. Для нашего медиахолдинга восемнадцать лет – это молодость. И дело не только в том, что у нас огромное количество молодых сотрудников – энергичных, активных и креативных. Само предприятие продолжает расти и развиваться. У нас есть целый ряд новых направлений, которые мы только начинаем развивать. Мы сейчас активно работаем в Интернет-пространстве. Буквально на днях было запущено первое в Ульяновске айфон-приложение информационного портала «Главные новости Ульяновска» mosaica.ru. Мы планируем уже в этом году запустить уникальный электронный каталог фирм и предприятий Ульяновска, который будет отличаться небывало оперативным обновлением информации. И это далеко не весь список направлений нашего дальнейшего развития.
- Существует ли для «Мозаики» предел роста?
- На сегодняшний день я такого предела не вижу. Сам товарный знак «Мозаика» пользуется в обществе безусловным доверием. Более того - им уже заинтересовались некоторые производители товаров и услуг. Сейчас мы ведем переговоры об использовании в различных направлениях бизнеса нашего товарного знака, который, безусловно, дает дополнительное преимущество как для старта, так и для развития любого предприятия. Но, разумеется, мы будем разделять ответственность за качество товаров и услуг, которые будут представлены под нашим брендом. Кроме этого, мы сейчас прорабатываем вопрос об открытии сети региональных новостных сайтов «Главные новости города Н» с единой точкой входа mosaica.ru по различным городам России. В Ульяновске мы занимаем первое место в рейтинге новостных Интернет-ресурсов и готовы распространить наработанные нами уникальные технологии и решения на всю страну. Так что потенциал для роста есть, и сейчас все зависит от нашей активности и сплоченности, целеустремленности и способности к неординарному мышлению…
Смотрите также:
- Фантазии сделали ульяновскую девочку фотомоделью, а потом художником →
- Владимир Рыжих: «Я - городской председатель колхоза» →
- Женщина: бизнес-леди или хранительница очага? →