Скульптор

   
   

24 ноября был торжественно открыт памятник генералиссимусу Александру Суворову работы известного ульяновского скульптора Олега Клюева. Сам мастер - о своей творческой судьбе и своем городе.

«Кем хочешь быть?» - вопроса не задавали

- Олег, была ли у тебя в детстве, юности проблема выбора профессии?

- Я родился в Доме художника. Ну, в роддоме, конечно, родился. Но жили мы в Доме художника, где вместо обычной мебели стояли скульптуры, висели картины… Там же были и мастерские … Это в Свердловске. Вокруг жили художники или работники худфонда. Взрослые не спрашивали: «Кем хочешь быть?». Таких вопросов не возникало ни у меня самого, ни у них. Передо мной был постоянный пример – мои отец и мать. В юности был период размышлений, этакое временное «расстройство»: а не заняться ли чем-нибудь другим? Но ничего более интересного вокруг я не заметил.

Уже когда в детском садике, в школе рисовать и лепить получалось лучше, чем у моих сверстников, я знал, кем я буду. Проблемы какого-то выбора у меня не было.

Художнику вредна прописка

- Свердловск, Екатеринбург – место, наверное, более перспективное для творческой карьеры. И все же семья переехала в Ульяновск.

   
   

- Да, мы переехали в Ульяновск. Понимаешь, художники же не любят сидеть на месте. Препоны в виде прописки им непонятны и вредны. Захотелось на Волгу. Намечалось столетие Ленина, и сюда всех зазывали. Какие-то программы проводили, какие-то выставки устраивали… А места очень красивые. Волга, мост через Волгу - все это впечатляет нового человека всегда.

Художника не переделаешь. Ему очень трудно высидеть на одном месте. Засохнешь просто.

Школа

- Маленькие шедевры в детстве - это понятно. Была ли работа, после которой почувствовал себя уже как бы профессионалом?

- Собака у нас была, дог. Ну, симпатичная такая, я ее лепил. Просто так. Даже где-то долго хранилась гипсовая голова этой собаки, потому что я ее сам же и формовал потом. Это лет в 10, наверное, было. Потом потерялась. Вот это, думаю, первая такая «профессиональная» работа.

Потом была детская художественная школа. Тоже многое мне дала. Тут я впервые попробовал себя в живописи. Получилось. Но оставался верным скульптуре. После окончания десятого класса я поступил в Пензенское художественное училище Константина Павловича Савицкого и закончил его. Старое училище, с традициями.

- Обычно говорят о Пензенском училище как о великолепной школе живописи. А как со скульптурой?

- И скульптуры – тоже. Смысл в чем? Что скульптура, что живопись, что графика – это виды искусства. Просто материалы разные. А подходы очень близки.

Памятник Преданности

В мастерской Олега Клюева живет ручная ворона: два года назад дети притащили искалеченного вороненка, так и прижился. Где-то под потолком пристроилась гипсовая отливка известного тольяттинского памятника Преданности – фигура овчарки. Да и первый опыт «серьезной» скульптуры в 10 лет – тоже «собачий». Чувствуется особое отношение к животным.

- Олег, расскажи, как пришла идея поставить памятник собаке?

- Случайно. Проезжая по трассе, заметил кустарный щит, на котором был нарисован силуэт собаки, немецкой овчарки, и кратко изложена печальная история пса. По легенде, в этом месте потерпела аварию машина с молодоженами, которые погибли. Собака чудом выжила. Она долго жила на обочине, отказываясь уходить и упорно ждала своих хозяев. Кто-то пытался ее забрать, кто-то построил конуру… Но собака, которую звали то Верный, то Костик («Константин» - значит постоянный), все время возвращалась на это место. Ее, естественно, подкармливали, пес стал всеобщим любимцем. А потом он умер. Я предложил местному «Ротари-клубу» заменить щит полноценным памятником. Идею поддержал мэр и предприниматели Тольятти.

- Теперь тольяттинцы говорят, что у их города появился свой скульптурный символ…

- Я постарался поставить фигуру собаки таким образом, что всем, кто едет по дороге, кажется, что собака поворачивает голову вслед за машиной, как бы ещё надеясь увидеть хозяев. Все, что я пытался воплотить в этой работе - безграничная и бескорыстная преданность животного.

Наглядная агитация

- Сегодня городские власти стараются создать в городе какие-то уютные уголки, в том числе и со скульптурными элементами. Как ты к этому относишься?

- Не очень-то у них это получается. Все выходит какая-то наглядная агитация в советском стиле. Взять центральный сквер на улице Гончарова, бульваре Пластова. Вот такие щиты с портретами могут быть выставлены на один раз, к какому-то мероприятию. Тыкать ими в лицо прогуливающимся по скверу ежедневно – как-то очень навязчиво и некультурно.

Неплохая идея - скульптурные персонажи прошлого на исторических улицах. Но вот их воплощение… Взять вот этого мальчика–продавца газет на ул. Ленина. Ну что, нельзя было поработать над индивидуальностью этого ребенка? Сделать ему какие-нибудь оттопыренные уши? Он ничем не интересен…

- Мальчику с газетами вандалы оторвали не то руку, не то голову, так что его убрали…

- Может, и к лучшему. Или «художник» там же, на Ленина. Убери у него мольберт, кисть и палитру – и уже непонятно, что это художник. А должно быть понятно и без атрибутов. За такие вещи нужно браться более ответственно. Ведь все это воспитывает человека, прививает ему художественный вкус – хороший или дурной. К городской среде нужно относиться более серьезно, она воспитывает наших детей.

Справка «АиФ»

Олег Клюев – скульптор, член Союза Художников России, доцент УлГУ, сын известных скульпторов Анатолия Клюева и Любови Турской, автор открытого на днях памятника русскому полководцу Александру Суворову.

Среди известных работ Олега Клюева в Ульяновске: памятник воинам-афганцам у Обелиска 30-летия Победы, памятник основателю Симбирска Богдану Хитрово, памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии (в соавторстве с Николаем Анциферовым), доска с барельефом покровителя Симбирска Андрея Блаженного у входа на стадион «Труд» на улице Энгельса, памятная доска на доме, где родилась прославленная фигуристка Людмила Белоусова… Среди известных иногородних работ - памятник Преданности в Тольятти.

Смотрите также: