Марина Белоусова – преподаватель Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, мастер производственного обучения, член федерации холодового плавания и просто творческий, щедрый и неравнодушный человек.
Не люблю, когда хамят
- Когда я вижу новые лица первого сентября, я вспоминаю, слова Лиса, предназначенные Маленькому Принцу, - говорит Марина Николаевна. - Он говорил: «Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков». Первого сентября мои ученицы для меня такие же, как сотни тысяч других девочек. Хочется, чтобы первое знакомство происходило неформально. Мне кажется, лучше всего человека можно понять только когда узнаешь, что он любит. Я принесла пушистую мягкую игрушку – божью коровку, и все по очереди говорили, кто что любит и передавали её друг другу. Обычно они говорят: я люблю смотреть телевизор, лежать на диване, тусоваться. Каждая вторая девушка говорит: «Я не люблю, когда мне хамят». То есть молодые люди легко бросают в лицо оскорбления, неуважительные реплики, не слушают друг друга, но тем не менее каждый боится этого хамства. Тогда я взяла эту божью коровку и стала говорить, например, что люблю я. Я люблю стихотворение Эдуарда Багрицкого, которое начинается словами: «О, кофе сладостный, и ты, миндаль сухой! На белых столиках расставленные чашки...» Это навевает ассоциации. Мы с приятельницами встречались по утрам в кафе перед работой. Забегаешь с холодной улицы в кофейню, и на тебя просто обрушиваются эти ароматы. А что будут вспоминать современные дети? Пиво, подворотни… Они даже и не ведают, что есть просто неторопливая беседа, созерцательность, запах кофе… Хочется, чтобы они переходили на другой уровень.
Я – мастер!
Я не просто преподаватель. Я – мастер производственного обучения с высшим образованием, который владеет своей профессией, веду все спецпредметы: техника машинописи, документационное обеспечение, управление и другие. Такой вид образования (начальное специальное) намного лучше, чем просто среднее. Подростки становятся более самостоятельными. Они получают стипендию. Для детей из малообеспеченных семей (а их большинство) это очень важно. На протяжении трёх лет я с ними проживаю каждый день – все их влюблённости, маленькие открытия, ссоры с родителями… Когда они выпускаются, связь не нарушается. В течение всего сентября на уроке обязательно скрипнет дверь и появится выпускница и спросит: «Можно я посижу на задней парте?»
Никогда не прекращайте учиться!
Я использую в работе проектные технологии. Мы готовим практикоориентированные проекты – темы, которые могут пригодиться в будущей профессии. И самое сложное - индивидуально каждой ученице подобрать такую тему, которая бы была посильна и интересна. Ты ставишь перед человеком задачу. Ты уже не преподаватель – ты – тьютор, консультант, сценарист. Защита проекта происходит публично. Необходимо создать визуализацию проекта – слайд-фильм, презентацию, что угодно. И перед жюри, своей группой, перед гостями презентовать свою работу. Вспоминаю девочку, которая вообще активно отталкивала сам процесс обучения. Я ей подобрала тему «Фитоприёмы в оформлении офиса». Она для кабинета сделала мини-икебану «Зимний садик». Исследовала цветы, которые пригодны для офисных помещений, оформление лестницы, стен. Этот проект очень впечатлил жюри красочным оформлением презентации, подбором цветов, структуризацией материала. Мне это тоже безумно нравится. Я вживаюсь во все темы проектов, промысливаю сценарии, уже вижу, какие можно мероприятия провести.
Практически все мои ученики поступают в высшие учебные заведения. Я их сразу же нацеливаю: никогда не прекращайте учиться. Человек должен именно в молодом возрасте реализовываться.
Идеальный секретарь
Вообще секретарь – это наисложнейшая (на мой взгляд) профессия: нужно владеть профессиональными навыками, знать оргтехнику современного офиса и многое другое. При этом в учебных учреждениях старое оборудование и программное обеспечение. Здесь направляющую роль во многом играет моё самообразование. Если я не буду знать современных программ и оборудования, дети не станут конкурентоспособными. Секретарь – это тень руководителя. Он должен быть незаметным. Сегодня никому уже не нужна просто секретарь-машинистка, которая просто перепечатывает тексты, грамотно, в соответствии с нормативами их оформляет. Нужно уметь составлять документы, планировать рабочий день руководителя, иногда даже помочь составить доклад для выступления. И при этом прийти на работу раньше руководителя, чтобы привести всё в идеальный порядок в его кабинете, уйти позже. Нет чётко прописанных должностных инструкций. Сколько организаций – столько и требований.
Папа был замечательный
Конечно, характер человека формируется в первую очередь в семье. У меня прекрасная семья. Папа был замечательный, уникальнейший человек, кристально честный, немножко наивный. Очень любил маму и нас с сестрой. Всё наше детство проходило под его игру на гитаре, они с мамой устраивали домашние концерты, театр теней, театр кукол, наша октябрятская звёздочка репетировала у нас дома сценки... Папа никогда не пил и не курил. Его сделали председателем общества борьбы за трезвость. Он всех алкоголиков жалел. Если он видел пьяного зимой на улице, он его громоздил на саночки, и они с мамой волокли его домой. Он приходил в общежитие на Нижней террасе и разговаривал с рабочими, пас их, чтобы они не курили, играл с ними в шахматы. И многих реально вытащил из этой ямы тотального пьянства. Ещё он был тем, кто продавцов контролирует – то ли общественный контроль, то ли народный. Наш сосед дядя Володя часто говорил маме: «Какой у тебя муж странный! Был бы он нормальным, мы бы с ним на тепловозе весь завод вынесли, а он наоборот, всё из дома на завод тащит». Когда папу хоронили, завод остановился, все тепловозы гудели, продавцы магазина «Юбилейный» вышли на крыльцо. И с мамой был полнейший контакт. Сейчас я понимаю, что мама – единственный человек, которому я могу поплакаться, который понимает меня.
У сына открылся жор на книги
Когда Павлику нужно было сдавать вступительные экзамены, он не хотел читать программные произведения, я сама ему читала вслух, входила в раж, увлекалась, а Павел говорил: «Тише, мама, а то соседи подумают, что ты с ума сошла». Сейчас у Павла жор на чтение проснулся, я ему достала с антресолей книгу Вячеслава Пьецуха. Это мой любимый постсоветский писатель, поэт интеллигенции. После этого сын сказал: «Я переосмыслил свою жизнь. Надо быть добрее и позитивнее». Сейчас дети не читают таких вещей. Но ведь нельзя просто тупо пролёживать жизнь на диване и дышать на кого-то ядом. Мир вокруг такой удивительный! Ты улыбнулся – тебе в ответ десять улыбок. Я, наверное, одна из немногих счастливых мамаш, у которой полный душевный контакт со взрослым сыном. Для нас ссора – это ЧП. Как правило, из-за несхожести взглядов на жизнь, а не из-за того, что нет денег или одежды. Для нас это вообще не проблема, а естественное состояние. Павел всё время учится. После педуниверситета поступил в музыкальное училище. Материально, конечно, сложно, но он счастлив. И я счастлива, когда мой ребёнок счастлив. Я вообще по жизни – абсолютно счастливый человек. Я счастлива тем, что мама жива, сын на правильном пути, что есть друзья, есть общение с детьми.
Как можно их не любить?
Вот говорят: любить надо только свою семью. А на работе – только преподавать и не надо уменьшать дистанцию. Зачем тогда идти в учителя? Как можно детей не любить? Дистанция и без того существует: ты – взрослый, а это – ребёнок. Но если не любить ученика, я вообще не представляю, как можно три года каждый день заходить в класс… Я просто проживаю с ними жизнь. Мне интересно наблюдать, как они из гадких утят постепенно превращаются в приличных барышень, уходят эти безобразные голые животы, лосины с пайетками, немыслимые чулки в сеточку. Я просто умиляюсь их молодости, красоте. Мне близки проблемы подростков 14-16 лет. Я понимаю, как они тянутся к общению со взрослыми, как хотят услышать от кого-то доброе, хорошее. Дома на них не обращают внимания или ругают. Учителя тоже часто отмахиваются: нам за это не платят. Да если ребёнок спросит о чём-то, я хоть до вечера останусь, могу повторить 10 миллионов раз – только бы слушали! Мы много говорим о гуманизации учебного процесса, но чаще всего это просто слова…
Мне нравится состояние здоровья
Бегаю, моржую – всё от желания быть счастливой. Хочется, чтобы энергия, которая сидит внутри, во что-то реализовывалась, выплёскивалась. Невозможно быть счастливой лёжа на диване. Мне приятно бежать и чувствовать своё тело, как оно двигается, как шаг пружинит. Я не задумываюсь о том, молода ли я. Мне нравится состояние здоровья. Я – фанат здорового образа жизни. Я считаю кощунственным то, что мы чем-то начинаем загрязнять жизнь, которую дал нам Бог, – курение и всё такое.
Моржевание – для драйва в жизни. У меня вообще слабости – хорошее общение, ничегонеделание (это недоступно, я всё время что-то делаю). А счастливое ничегонеделание – это, наверное, предпоследняя ступенька перед нирваной, когда всё сделано, и можно расслабиться… Впрочем, такого, наверное, никогда не будет.
Смотрите также:
- Уроки доброты от ульяновцев, любящих жизнь несмотря на невзгоды →
- Портрет горожанки: женщина на все времена →
- О чем мечтает женщина? →