В конце декабря в ульяновском дворце детского творчества состоялся сольный концерт известного барда Валерия Бокова. Его имя стоит в одном ряду с такими, как Юрий Визбор, Леонид Сергеев, Александр Городницкий. Он частый гость в Ульяновске, и не только потому, что живёт в соседней Казани, но и потому, что считает наш город местом, где его всегда ждут друзья.
О времена! О нравы!
С. Юрьев: Валерий, приближается Новый год, а тем временем по всему Земному шару гуляют слухи, будто латиноамериканские туристы-горники признали тебя бразильским Санта-Клаусом. Расскажи, при каких обстоятельствах это произошло.
- Ты в Ульяновске частый гость, а можешь вспомнить, когда и при каких обстоятельствах ты сюда приехал впервые?
- Не уверен, была ли это первая встреча с Ульяновском, но то, что самая запоминающаяся – это точно! В марте 1979 года здесь проходил уникальный фестиваль «Гамбургский счёт», на который были приглашены все ведущие барды СССР, и мне было тогда не совсем понятно, как я попал в такую компанию. Некоторые из приглашённых (например, Булат Шалвович Окуджава) приехать не смогли, но были и Боря Вахнюк, и Женя Клячкин, и Юра Кукин, и Валентин Вихорев – всего человек двадцать пять. В общем, много известных и любимых всей страной авторов. И им предстояло самим решить, кого признать «самым лучшим». Все участники конкурса были одновременно и членами жюри. И все честно пытались выявить лучшего барда страны, и даже, помнится, кого-то формально таковым назначили, хотя реально каждый понимал, что это невозможно. Ну, как определить, кто лучше – Визбор или Окуджава? Их там не было, но были среди участников люди, которые на тот момент стояли с ними в одном ряду. Все прекрасны, но каждый по-своему. Так что «барда №1» реально так и не выявили. И правильно! Зачем нам номера? В конце концов, наше дело песни писать, а не стометровку бегать...
Потуги в сторону творчества
- Были времена, когда авторская песня была фантастически популярна, барды собирали тысячные залы, магнитофонные записи распространялись в миллионах копий. Возможно ли возвращение той же или хотя бы в сопоставимой степени популярности этого жанра в будущем?
- Это дело тонкое, и охват аудитории для авторской песни – не главное. Не должно быть главным. Авторская песня, прежде всего – творчество. И какими-то принудительными или воспитательными мерами ситуацию изменить невозможно, да и ни к чему. Былого не вернёшь. Но есть вещи действительно необходимые. Я частенько общаюсь и работаю с молодёжью, в том числе, и с молодыми авторами песен. И, к сожалению, замечаю, насколько многие даже из тех, кто пытается заниматься каким-то творчеством, ограничены в кругозоре, насколько беден их словарный запас. И не мудрено. Выросло поколение, которое не читает книг. Не хочу выглядеть старым брюзгой, но скажу, что в наше время у людей была масса увлечений – альпинизм, туризм, наука, чтение книг, поэзия, песня и многое другое. Каждый был переполнен мыслями и чувствами. И многие искали способ поделиться с окружающими своим восприятием этого мира, этой жизни.
Видео: Сергей ЮРЬЕВ
Сейчас же главный мотив для каких-то потуг в сторону творчества – добиться популярности, денег заработать. Очень многие живут в каком-то своём мирке, который помещается в смартфон. Недавно, пару лет назад, я был председателем жюри фестиваля авторской песни своего родного Казанского авиационного института, и сказал в заключительном слове буквально следующее: «Ребята, вы молодцы уже потому, что чего-то хотите от этой жизни, кроме ночных клубов и прочих тусовок. Вы пытаетесь что-то творить, но, к сожалению, не понимаете, что это такое. Чтобы заниматься творчеством, необходимо отталкиваться от опыта предшественников, от хорошей музыки, литературы, строить личный культурный базис. Но музыку надо слушать, книги читать, а вы этого не делаете». То есть я не призывал кому-то подражать – Бродскому, Есенину или кому-то ещё. Но, не зная настоящей поэзии, хороших стихов не напишешь.
- Но сейчас, чтобы добиться успеха, и не нужно создавать что-то гениальное. Достаточно определить целевую аудиторию и пытаться ей угодить. Что сейчас большинство и делает. И в шоу-бизнесе, и в авторской песне...
- Но поговорки «не зная броду, не суйся в воду» никто не отменял. Не зная, что за водоём пытаешься переплыть, имеешь большие шансы просто утонуть. Так что, если берёшься писать стихи, то, по крайней мере, надо их читать, учиться у мастеров, сравнивать себя с ними. Это касается любого дела, любой профессии, любого искусства. Не зная о том, что существует колесо, невозможно изобрести автомобиль. И стихи нельзя писать на языке SMS. Хотя нет. Можно. Но для этого нужно быть абсолютным гением... Я, например, себе такого не представляю. Так что читайте книги, дорогие... Как минимум, это кому-то поможет понять, что ему стихов писать не стоит.
Чудеса случаются
- Вопрос, который я хотел бы задать не столько барду Валерию Бокову, сколько бразильскому Санта-Клаусу: чудеса бывают?
- Конечно! Для меня чудо – любая встреча с людьми, которые мне дороги. Даже живя с друзьями в одном городе, нечасто удаётся встретиться, поделиться наболевшим. А если живём в разных городах, таких шансов ещё меньше. Потому и для меня то, что я сейчас в Ульяновске, где живут замечательные люди, которых я ценю, люблю, преклоняюсь перед ними, их подвижничеством, их талантом, – истинное чудо. Те, кто проводит здесь фестивали, знакомит с авторской песней молодёжь и детишек, отвлекает их от разных глупостей, которые агрессивно навязывает им современный мир, – настоящие подвижники. Это и Саша Додосов, и Ирек Гатауллин, и многие другие. То, что они делают – тоже чудо. Чудес много. Они есть.
- Принято считать, «было бы здоровье – остальное приложится». Тебе уже 75, а выглядишь ты довольно бодрым, подтянутым, и творческих сил тебе не занимать. Как удалось добиться такого результата?
- Просто стараюсь делать то, что нравится, что могу и должен делать. Ну, а внешность и здоровье – это уж заслуга папы с мамой. Чтобы всё это сохранить как можно дольше, нужно любить не только близких людей, но и немного – самого себя, ценить то, что у тебя есть.
- А мечты у тебя ещё есть?
- По-моему, у Юрия Лозы есть такая песня - «Вот мне и стало за тридцать, самое время мечтать». Когда я услышал это, то просто расхохотался. В таком возрасте пора уже не мечтать, а воплощать мечты в действительность. А уж когда за семьдесят – тем более. И всё-таки – да, мечтаю. Например, о том, чтобы моим друзьям, которых становится всё меньше и меньше, хватило сил и терпения, удачи и таланта, чтобы прожить как можно дольше и сотворить побольше добрых дел.
- Думаю, это пожелание можно адресовать не только друзьям, но всему человечеству. Поэт должен думать обо всех людях...
- Ну, я не считаю себя каким-то большим поэтом. Но я искренне радуюсь, когда чувствую: то, что я делаю, кому-то нужно, кого-то радует, кого-то вдохновляет. В такие минуты я просто счастлив. Наверное, это и есть исполнение моих самых заветных мечтаний.