Есть мнение, что математика, да и точные науки в целом, женскому уму неподвластны. А есть девушки, которые на своём примере доказывают обратное и сложнейшие математические задачки щёлкают не хуже и даже лучше своих сверстников-парней. Дружит с математикой и наша гостья – гимназистка Анна Седова.
Накануне учебного года Аня вернулась из Китая с золотой медалью победителя математической олимпиады для девушек.
Этот удивительный Китай
– Аня, поздравляем с успехом! О российских олимпиадах для школьников мы слышали много раз, а вот о китайской математической олимпиаде для девушек узнали впервые. Расскажи, пожалуйста, что это за мероприятие такое?
– Это чисто китайская олимпиада, которая проводится с 2002 года и не имеет аналогов в нашей стране. Поначалу в ней участвовали только представительницы Китая, затем стали приглашать девушек из других стран. От России традиционно участвуют четыре человека – победители и призёры всероссийских школьных олимпиад по математике. В этом году помимо меня это были девочки из Казани, Ижевска и Ярославля. В качестве приглашённых участниц на олимпиаду также приезжали школьницы из Сингапура, Филиппин, Гонконга и ещё нескольких стран. В итоге набралось человек 150. Олимпиада проходила в два тура – четыре задания в первый день, четыре – во второй. Всё очень строго – по одному человеку за партой, на входе – металлоискатели. Я принимала участие во многих олимпиадах, но с таким тщательным досмотром столкнулась впервые. На решение давалось четыре часа, по результатам распределялись места и медали. Система очень интересная – человек 30 получают золотые медали, ещё какой-то процент участников – серебряные, остальным достаётся бронза. Наша команда выступила очень достойно – я и девочка из Казани выиграли золото, участницы из Ярославля и Ижевска стали серебряными призёрами. Самое интересное, что вторую золотую медалистку зовут так же, как и меня – Анна Седова. При этом Аня выступила немного лучше и помимо медали получила ещё и кубок – за то, что вошла в число 13 сильнейших. Почему сильнейших было именно столько, для меня так и осталось загадкой.
– Чем ещё запомнилась и удивила поездка в Китай?
– Олимпиада проходила в городе Чэнду – столице провинции Сычуань. В городе проживает почти 15 миллионов человек, но никаких интересных культурных достопримечательностей нет – сплошные серые высотки. Зато есть питомник больших панд. Посетителей там – как очередь в Эрмитаж. Мимо вольеров двигаешься в толпе – ни задержаться, ни сфотографироваться. А вот что понравилось больше всего, это узнавать людей, тем более что китайцы, как оказалось, сильно от нас отличаются. В первую очередь, дисциплинированностью и тем, что всё продумывают до мелочей. Взять хотя бы церемонию награждения. На любой российской олимпиаде призёров называют поимённо, они выходят и получают свои дипломы. В Китае же ни одной фамилии не прозвучало – всех участниц «привязали» к определённому месту в аудитории, а на столе стопочкой сложили дипломы. Во время награждения девочки просто вставали друг за другом (в том порядке, в котором сидели), а организаторы вручали им верхний в стопочке диплом. Всё чётко – никакой суматохи и путаницы, каждая из участниц получила свой диплом. Вот такая там организация. А ещё в Китае очень странно реагируют на европейцев – к нам несколько раз подходили, чтобы сфотографироваться рядом.
Не только школа
– Ты сказала, что на олимпиаду в Китай попала после удачного выступления в России…
– Да, я дважды была призёром заключительного этапа всероссийской олимпиады по математике. Прошла школьный этап, потом городской, региональный и, наконец, всероссийский. В 2017 году, когда я училась в девятом классе, он проходил в Калининграде, в этом году – в Екатеринбурге. В олимпиадах принимали участие человек двести, из которых процентов 30 становились победителями и призёрами. Кстати, эти звания дают право вне конкурса поступить в любой российский вуз на специальность математического профиля. При этом сдавать ЕГЭ всё равно придётся – без этого не дадут аттестат. Да и некоторые вузы для подтверждения диплома победителя олимпиады требуют, чтобы результат ЕГЭ по математике был не ниже 75 баллов.
– Как ты вообще поняла, что математика – это твоё? И много ли приходится заниматься, чтобы быть на Олимпе?
– Я много чем увлекалась, а когда оканчивала пятый класс, узнала о наборе в математический кружок Леонида Михайловича Самойлова. Заинтересовалась, решила попробовать. Брали туда не всех – сначала надо было пройти входную олимпиаду. На первом этапе решения отправляла по электронной почте, на втором выполняла задания на месте. В итоге всё получилось, и меня приняли. Стала заниматься, понравилось, втянулась. В группе нас человек 30, периодичность и длительность уроков постоянно меняется. Сейчас, к примеру, занимаемся три раза в неделю по три часа. Упор делается на олимпиадную математику. Она выходит далеко за рамки школьной программы, но в то же время имеет мало общего с вузовской математикой и большой наукой. Помимо занятий в кружке часто бываю на образовательных сменах в «Сириусе» и других математических курсах. Меня даже дома застать не так просто – если я на олимпиаде, то меня нет неделю, если на учебе – то гораздо дольше.
Без математики и гуманитарию никуда
– А как родители относятся к твоему увлечению математикой и твоим успехам?
– Поддерживают, тем более что они и сами математики: мама – доктор физико-математических наук, преподает в университете, папа тоже окончил механико-математический факультет, но работает в сфере информационных технологий. При этом математика – мой самостоятельный выбор, а родители поддерживают меня во всём, за что бы я ни бралась.
– Неужели при таком плотном расписании остаётся время на что-то, кроме математики?
– Очень люблю читать, одно время увлекалась фантастикой –«Властелина колец» от корки до корки прочитала. Нравится изучать языки – начинала учить французский, но из-за нехватки времени пришлось бросить. Теперь налегаю на английский. Осваивала игру на гитаре, даже к репетитору ходила. Сейчас из-за олимпиад и учёбы гитару пришлось отложить, но как только появится время, обязательно к ней вернусь.
– Одноклассникам помогаешь с контрольными?
– Я учусь в физико-математическом классе. Ребята у нас все сильные – если что и попросят, то только уточнить. А так, чтобы я контрольные кому-то решала, такого нет.
– А в жизни тебе математика помогает?
– Разумеется. Математика очень развивает мышление, и хотя бы по этой причине ей нужно заниматься. И потом – математическое образование открывает перед человеком многие двери. У меня, например, есть тётя, которая окончила мехмат и стала... успешным московским журналистом. И ничего удивительного в этом нет – логическое мышление, которое развивает математика, необходимо и в гуманитарных науках – обществознании, истории и других.
Учёба – не самоцель
– Раз уж заговорили про образование, то куда собираешься поступать после окончания гимназии?
– Пока у меня на примете два вуза: Санкт-Петербургский государственный университет и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (там есть факультет прикладной математики и информатики). Но куда бы я ни поступила, после получения образования я обязательно вернусь в Ульяновск – во-первых, здесь живут родные мне люди, а во-вторых, большие города, как мне кажется, не для жизни.
– Что бы ты посоветовала ребятам, которые хотят добиться таких же выдающихся успехов, как ты?
– Не делать учёбу самоцелью. Учиться надо, чтобы потом в жизни было легко, чтобы семья тобой гордилась. Тогда в этом будет смысл. А если учиться просто так, не понимая, что делать с полученными знаниями потом, то в этом будет больше разочарования.