Александр Додосов: Пение – это преодоление. Как не утонуть в океане музыки

Алексей Юхтанов / АиФ

Директор Ульяновской школы искусств №10 Александр Додосов стал Почётным гражданином города Ульяновска в начале этого года. В 2016 году исполнится 50 лет с начала хоровой деятельности маэстро. Руководимые им музыкальные коллективы неоднократно становились лауреатами конкурсов всероссийского и международного масштаба. Сам он – лауреат Грушинского фестиваля и заядлый турист. Говорим о гастролях и походах, о роли «души» и профессионализма в музыке, о временах и поколениях. В студенчестве – руководитель эстрадного ВИА. С 1966 года работает с детскими хоровыми коллективами.

   
   
Выступление в областной филармонии с хором девочек "Солнечный ветер". Фото: АиФ/ Из личного архива А.Додосова

Не палочкой махать

А. Юхтанов. Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, для начала краткую биографию – для нашего досье.

Додосье
Александр Додосов. Директор школы, хормейстер. Инициатор, организатор и постоянный участник ежегодных хоровых фестивалей «Симбирская весна», «За полчаса до весны», организатор летних хоровых лагерей, ежегодных молодёжных турпоходов в рамках программы «Музыкальные дороги».
А. Додосов: Досье или додосье? (смеётся)

– Вообще-то досье, но для вас можно сделать исключение.

– Родился 7 ноября 1948 года в городке Сергач Горьковской области. Через год или два переехал в Казань с семьей. Там жил, учился, закончил пединститут. Работал в школе педагогом: география, биология. Потом консерватория, через 5 лет после этого – распределение в город Ульяновск. В 1984 году я сюда прибыл и с тех пор работаю.

– Насколько неожиданным стало присвоение вам звания почётного гражданина?

– Это для меня большой сюрприз и неожиданность, конечно. Достойнейших людей, я слышал, было очень много. Тем не менее служу своему делу верой и правдой.

   
   

– Смешно было бы у вас спрашивать – любите ли вы детей. При этом руководитель хора – должность авторитарная. Как совмещаете любовь и власть?

– Профессия авторитарная, это правда. Я стараюсь сделать взаимоотношения менее формальными. Для этого опять же – походы, капустники, сказки и прочие совместные затеи. Если всё это в одних руках, хор становится более мобильным и интересным. Даже члены жюри частенько говорили: сразу видно, что вы не просто вместе поёте, а тесно общаетесь где-то ещё. Для того чтобы хор существовал как единый коллектив, нужно не просто махать дирижёрской палочкой. Нужно, чтобы дети сдружились, чтобы коллектив стал единым организмом. Поэтому и вожу детей в походы. Где как не там воспитываются взаимовыручка, взаимопомощь? Нужны какие-то испытания, от которых наши дети сейчас поотвыкли.

– Сколько у вас сейчас хоров?

– Под моим личным руководством – три. Первый – это камерный хор выпускников нашей школы. Он образовался достаточно стихийно, когда люди, окончив школу, продолжали петь. К нему присоединились педагоги нашей школы, просто люди разных профессий. Кто-то знает ноты, кто-то не знает. Тем не менее – дважды пели реквием Моцарта с Ульяновским симфоническим оркестром. И оперу «Евгений Онегин», когда сюда приглашали солистов московских театров. С орга́ном регулярно поём программы сложные. У кого из мальчиков начинается возрастная мутация, мы переводим их вот в этот взрослый хор. Называется он «Cantus Firmus», что значит «ведущий голос».

И детские хоры. Хор девочек «Солнечный ветер». И мальчишки – «Вольный ветер». И есть вокальный ансамбль «Витаминки», которому не однажды удавалось открывать Грушинский фестиваль. Скоро мы едем на «Зимнюю Грушу» со своей программой.

Студенческая юность. Руководитель эстрадного ВИА. Фото: АиФ/ Из личного архива А.Додосова

Душевно – значит технично

– Что важнее в музыке – профессионализм или чтобы «с душой»?

– Стараюсь, чтобы хор пел самую разную музыку. Чтобы не было однобокого впечатления, что это только Бах и Моцарт. Любая музыка, написанная талантливо, должна найти отклик в душе ребёнка. Мы открываем маленькую дверцу в мир музыки, в огромный океан, в котором можно утонуть, не знаючи, куда плыть. Нужны какие-то ориентиры, вот мы стараемся эти ориентиры детям дать. Если говорить о профессионализме. Скажем, Булат Окуджава не был супергитаристом. Но то, что он привнёс в жанр авторской песни, став одним из родоначальников жанра, – бесценно. Сейчас очень много появилось в авторской песне высоких профессионалов. Очень интересный жанр. Просто он мало известен, потому что не транслируется. Но то, что там творится – это просто потрясающе.

Говорят: вот этот поёт «с душой», а этот нет. Одна пианистка, царство ей небесное, говорила: «Душевно, не душевно… Каким пальцем и как сыграть – вот это и есть «душевно»! Наша девочка получила высокую оценку на фестивале «Волга в сердце впадает моё», который только что прошёл в Ульяновске. Ей дали высокий балл и предоставили возможность повторить исполнение. Она там запуталась, заплакала. Дело в том, что у неё церебральный паралич. Для неё проблема была не просто спеть хорошо, но и устоять на сцене. Казалось бы: человек просто вышел и поёт. Нет! Много чего надо преодолеть в этот момент. А если этой работы нет, мы такого исполнителя не слушаем. Мы ждём, когда он закончит.

В Уральских горах. Фото: АиФ/ Из личного архива А.Додосова

Экстрим неуместен, но…

– Вы много гастролировали с детьми. Случались какие-то «остросюжетные» истории в вашей практике?

– Были очень волнительные моменты. Когда мы с хором девочек «Солнечный ветер», преодолев многие препятствия, попали наконец-таки в Словакию, в Братиславу, нам дали в провожатые молодого человека лет 20, который был просто волонтёр. По-русски не понимал. И этот местный Сусанин привёз нас НЕ ТУДА. Водителю автобуса перебазироваться – проблема: здесь развернуться нельзя, там двойная сплошная… Мы Братиславу совсем не знаем. Вышли из автобуса, побежали по улицам. Стали спрашивать. Словаки нас не понимают. В конце концов мы нашли это здание, влетели туда за 5-10 минут до нашего выхода… Стоим, не можем отдышаться. Какое там – распеться, приготовить голос. В общем, каким-то чудом мы спели и, более того, мы там такой балл высокий получили, который после нас вроде бы никто не получал.

– Искусству экстрим противопоказан. Наверное, в походах он уместнее… Приехав по распределению в Ульяновск, вы наши места сразу изучили?

– Нет, не сразу. Одна из девочек по моей просьбе зашла в турклуб и передала мою просьбу: мол, поющий хор хочет стать путешествующим. Спросили: «А кто руководитель?» Когда там узнали, что Додосов, лауреат Грушинского фестиваля, сразу решили: ведём! И провели. Первый раз – по Сенгилеевскому району. Правда, они думали, что мы спортсмены. А мы привыкли ходить не в спортивном режиме, а так, чтобы замечать всё вокруг. Тем более, что я географ и биолог, могу что-то детям рассказать о природе. Потом ещё раз, и ещё… Потом стали ходить и за пределы области. Например, в самые милые для меня места, связанные с моей студенческой туристической юностью – это Марийская Республика. Детей у нас не по шесть человек ходят в поход, как у туристов принято. Как-то, помню, у нас было человек 50. Полный вагон. Мы поехали на Таганай, на Урале есть такой хребет.

– Ага, и песня есть про Таганай…

– Да, песня Олега Митяева. Мы её там и выучили. Мы садились на поезд на вокзале. А там всё в мраморе, на Урале. Зал в двух уровнях, с верхнего уровня спускается лестница, так, что нас видно и слышно. И когда мы запели эту песню, весь вокзал окаменел вообще. Потому что дети поют здорово, конечно. С нами был профессиональный гитарист, он играл, а мы пели. И такая тишина была в зале…

– Сколько лет уже вы руководите хорами?

– Ну как вам сказать? Первая запись в трудовой книжке – руководитель хора «Дома пионеров» Железнодорожного района Казани – 1966 год.

– 50 лет получается. Значит, вы охватили разные поколения детей. Если сравнить эти времена: дети какого поколения были наиболее отзывчивы к музыке?

– В брежневские времена, когда я только начинал работать, было больше свободы у детей. Не было угроз терроризма и криминала. Меньше было запретов, и ребёнок мог сам выбирать, чем заниматься. Сейчас ребёнок чуть ли не с пелёнок погружён в тревожную атмосферу – а кем он будет? За него везде надо платить. Кто-то скажет, что дети сейчас более ответственные. Я скажу, что они просто более замученные.

На вопрос об успехах и званиях скажу, что всем этим обязан многим людям. Вот здесь работает моя жена Тамара Николаевна. Разве бы я пошёл в консерваторию с двумя детьми, если бы она в своё время не пошла на железную дорогу работать? На горки, на роспуск вагонов! По образованию – «дошкольница». В нашей школе работает много замечательных людей, я волей судеб оказался наверху, просто потому что кто-то должен этим «рулить». Если бы не они – ничего бы этого не было.