Венеря Браташова. Как «временное» стало делом всей жизни

Алексей Юхтанов / АиФ

   
   

Председатель нотариальной палаты  области, председатель комиссии Федеральной нотариальной палаты по контролю за деятельностью нотариальных палат субъектов РФ Венеря Браташова влюбилась в свою «временную» профессию, считавшуюся когда-то «профессией на задворках» на всю жизнь. 

Досье:
Венеря БРАТАШОВА родилась в г. Миасс Челябинской области, в 1981 году окончила Свердловский юридический институт. С 1981 года работает нотариусом, с 1995 частно практикующий нотариус, 1997 – президент Нотариальной палаты Ульяновской области.

Ума палата

Алексей Юхтанов: Венеря Ахатовна, как вы стали нотариусом, почему выбрали эту профессию? Или не выбирали?

Венеря Браташова: В студенчестве я нацелилась накарьеру судьи. Очень хотела стать судьёй. Но к окончанию института   я еще не достигла нужного возраста. И поехала по распределению нотариусом в совершенно неизвестный мне посёлок  Карсун. Меня жалели, я ведь была городской девочкой, выросшей на асфальте, да  студенткой-отличницей, общественницей. А отправили, как мне казалось,  в какую-то неведомую глушь.

- Наверное, тогда думали, что это ненадолго?

- Думала, что ненадолго, надеялась, что уеду потом и из Карсуна, и из области. Мечталось, исполнится двадцать пять -  и уйду в суд. Но  так сложилось, что и  Ульяновск стал родиной, и профессия нотариуса стала пожизненной (улыбается).

- Вы «рулите» всем нотариатом региона. Да ещё «по федеральной линии» контролируете их по  всей стране. А ведь нотариусы – по характеру такие же«индивидуалисты», как и адвокаты. Удается  их построить?

   
   

- Действительно, нотариус, он по сути своей, даже когда был государственным –  всё равно был индивидуален. Наши конторы всегда были небольшими. Каждый из нас привык работать самостоятельно. А тут пришлось создавать Нотариальную палату…Это ведь лицо нотариата! Общество судит о самой профессии, обращая внимание на ее «центральное учреждение». Есть определенные чиновничье-бюрократические препоны, которые приходится разрешать в формате региональной палаты. Жалобы рассматривать, благодарности объявлять, благотворительную помощь оказывать, популяризировать - создавать положительный имидж российского нотариуса. Для всего этого и нужна палата! Вопрос же о создании федеральной комиссии, которую я сейчас возглавляю, встал после того, как Генпрокуратура дала задание,  проверив ряд региональных палат на предмет соблюдения трудового и финансового законодательства на местах. Нарушений была обнаружена масса, в связи с этим было принято решение создать внутреннее ведомство, чтобы наши руководителив федеральной нотариальной палате знали, что творится на местах.

Романтика в профессии есть

- Видно, что вы любите свою профессию. За что? Есть ли в ней романтика?

- Очень люблю!Повторю: когда я попала по распределению нотариусом, меня весь курс жалел. Среди юристов того времени она считалась какой-то профессией «на задворках». Покав стране практически не было собственности, мы что делали? Копии заверяли, доверенности какие-то, завещания, иногда продажу домов оформляли.

- Естественно,  хотелось чего-то большего?

- Творчества не было. Отступление от формы, от закона в ту или иную сторону каралось строго. Однако времена изменились. Появилась собственность, в обыденную жизнь пришли такие экзотические для советских людей вещи, как, например, авторское право или брачные контракты. Появилось именно творчество.  Чем глубже ты проникаешь в свою профессию, тем она становится интереснее. И тем больше ты понимаешь, что ты вообще ничего не знаешь.

- А люди склонны считать: раз профессионал, значит,  всё знает...

- Мы приезжали, в общем-то,сопливые, после окончания института. И сразу становились над людьми. Моё слово там, в районе,  – приравнивалось к закону. Вначале приходилось доказывать правоту. Но когда  увидели, что я действительно «соображаю», я уже могла во всём кого угодно убедить, и мне верили. Поэтому нахождение в юридической профессии налагает очень большую ответственность. Всегда переживаешь, что можешь не так, не то сказать. Можешь словом так ранить, что людям будет очень больно.

Обратная сторона

- Незабываемые интересные истории случаются?

- Об «интересности» судите сами. Вот случай из карсунской практики запомнила на всю жизнь. Умерла гражданка. Она была замужем вторым браком. Дети от первого брака жили в Ульяновске. По старому гражданскому кодексу существовало такое понятие как «колхозный двор». Эти люди работали в колхозе, их имущество не считалось личной собственностью, а являлось собственностью «колхозного двора». Речь шла о жилом доме, хозяйственных строениях. Здесь же - скот, сено, дрова. Муж этой женщине попался такой, буйный -по деревне ее гонял. Но она его к себе прописала. Всё теперь необходимо было переписать на того, кто прописан по этому адресу. Девушки расстроены были жутко. Так что вы думаете? В один прекрасный день этот мужчина ждет меня у моего рабочего места и буквально кричит:«Забирайте все имущество, она меня с собой зовет!» Оказывается, ему приснилась покойная жена, котораябудто бы во сне сказала ему: «Если моим девчонкам не отдашь дом и всё имущество, то тебя к себе заберу». Что вы думаете? Отдал. Но это – не по закону, это просто по справедливости того времени.

- Боль человеческая, безобразия, грехи, страсти – этому постоянно приходится быть свидетелем?

- С темной стороной жизни  приходится сталкиваться постоянно. А вообще, мы не привыкли рассказывать об «интересных» случаях. Есть тайна совершения нотариального действия. Это толькокажется, город у нас большой,а ситуации на самом деле очень узнаваемые, даже если без имен и фамилий.

- Как изменения в российских законах повлияли на вашу деятельность?

- В 1991 году был издан «Закон о собственности в СССР». И появилась частная собственность. Стало интересно жить и работать. Движение пошло. Она же, частная собственность, не стоит на месте. Она же крутится-вертится. И всех заставляет вокруг крутиться и вертеться. Когда мы перешли на частную практику, стало еще интереснее работать. Это только кажется, что все нищие. Даже бабушки-дедушки, они имеют по две квартиры…Сейчас очень любопытные  брачные договоры пошли. Это явление не такое уж новое, оно существует с 2001 года, но сейчас получает свое должное  развитие. Ко мне однажды пара пришла. Вторым браком хотели пожениться и попросили, чтобы я составила брачный договор. Я спрашиваю пожелания и той, и другой стороны, облекла всё  в юридическую форму. Когда я их желания на бумагу законную положила, они поссорились. И после этого желания регистрировать брак уже не высказывали…

- Что еще добавило интриги и романтики в вашу профессию?

- Стало очень интересно работать с электронными документами. Я проект напишу, по электронкеклиентуотправлю. Он в ответ пишет свои соображения: что ему не понравилось, чего он не понял…Это же немыслимо интересно работать!

Сейчас очень много наследственных дел. Они очень сложные стали.Потому что имущества у людей много, вторых-третьих браков, к сожалению, тоже. И детей от всех этих многочисленных браков соответственно. Иногда прямо-таки в тупик становимся – очень непросто разделить всё это наследственное имущество. И чтобы при этом люди все-таки оставались людьми.

- Уйдёт ли профессия нотариуса, говорят, она отмирает?

- Действительно, в последнее время говорят, что наша профессия вымирающая. Телевидение, какие-то опросы… Якобы к 2020 году профессия нотариуса и профессия бухгалтера будут невостребованы. Я не поверю в это ни за что! Почему? Главное в нашей профессии это то, что мы с людьми разговариваем! Ни одна программа, ни один компьютер на это не способны.Мы, исходя из жизненных позиций, из своего жизненного опыта оцениваем ситуацию и даем советы. Понимаете? Заставляем людей посмотреть на ту или иную ситуацию с другой стороны. Мы более объективны. Нас не захлёстывают, как при том же разделе наследства, эмоции. Но мы и не безучастны к ситуации, как машина. Личность человека здесь играет решающую роль, поэтому жизнь у нашей профессии еще очень долгая.

Смотрите также: