Ирек Гатауллин: «Дети не могут быть плохими…»

Владимир Толстой / АиФ

Ирек Гатауллин - личность весьма известная в Ульяновске среди туристов, любителей авторской песни, педагогического сообщества. Уже много лет он, руководитель серьёзного производственного предприятия, отдаёт все свое свободное время детям, руководя юношеским клубом самодеятельной песни, занимаясь организацией фестивалей и концертов.  А ещё он успевает писать книги - о дружбе и любви, загадках истории. 

Досье:
Ирек Гатауллин родился в Казани в 1953 году, закончил Казанский энергетический институт, в 1979 году приехал в Ульяновск по распределению. Сразу начал участвовать в Ульяновском городском клубе самодеятельной песни. В начале 80-х годов организовал детско-юношеский КСП, которым руководит до настоящего времени. Автор книг «А зря никто не верил в чудеса…», «Семь плюс семь», «Одуванчиковое лето», «Дашка – белая ворона», «Венец над Волгой», готовит к выпуску четырёхтомный исторический роман-эпопею «Век». Руководитель проекта «Детская поющая республика» на фестивале туристской песни имени Валерия Грушина.
   
   

Читаешь – значит мыслишь

В. Толстой: Ирек Ахатович, почему вас, человека с техническим образованием, вдруг потянуло в литературу?

И. Гатауллин: В своё время я водил в походы ребят из клуба самодеятельной песни и, вероятно, у меня не хватило авторитета заставить их самостоятельно вести походные дневники. Тогда, в восьмидесятые годы, ещё жива была такая традиция. Пришлось делать это самому. Писать только о том, какое расстояние прошли, что было на ужин, было скучно. Так что писал подробно – о событиях, об отношениях, иногда – о конфликтах. В итоге получились первые рассказы. Конечно, самому автору трудно объективно оценить то, что он пишет. Публиковать их я бы ни за что не решился, если бы  это мне не начали настоятельно рекомендовать сами  герои - дети, а также мои друзья и знакомые.

- Существует распространенное мнение, что книга скоро станет анахронизмом. Не согласны?

- Категорически не согласен. Есть непреложное правило: если ты читаешь, значит,  ты мыслишь. Ни разу не встречал не читающего человека, который был бы мне интересен как личность. Чтение книг развивает интеллект, воспитывает чувства, и никакое телевидение, никакой Интернет его не заменит.

- Но ведь книга книге – рознь…

- Действительно, сейчас в книгоиздании происходит примерно то же самое, что и на телевидении. Несмотря на все заверения властей о необходимости заботиться о нравственном здоровье общества, и кинематограф, и видео, да и «книжная продукция», по-прежнему, нередко грешат пропагандой разврата и насилия. Естественно, в условиях рыночной экономики издатели выпускают то, что, по их мнению, востребовано, то, что можно с выгодой продать. И эта тенденция – идти на поводу у низменных страстей – представляет огромную опасность для самого существования нашей страны. Общество, которое не имеет других ценностных ориентиров, кроме рыночных, где нет нравственной опоры, обречено. Именно так погибли Римская и Византийская империи. Именно поэтому рискует исчезнуть современная европейская цивилизация.

   
   

- Но что может сделать государство, когда издательства находятся в руках у коммерсантов?

- Как человек отвечает за собственное здоровье, так и правительство страны должно отвечать за нравственное здоровье общества. В последние годы власти «проснулись» - начали уделять больше внимания патриотизму, нравственному воспитанию, традиционным семейным ценностям… Но не поздно ли? А что касается издательств… Существуют же, наряду с частными, государственные телеканалы. Почему бы не быть государственным издательствам, решающим социальные задачи?

История может повториться

- Вы сейчас работаете над историческим романом… Какой период истории России можно считать аналогом нашего времени?

- Нынешняя ситуация напоминает то, что происходило в начале XX века. Мы пережили две катастрофических революции – 1917 и 1991 годов, и сейчас такое ощущение, что в недалёком будущем нас ждёт ещё одна, причём, вместо красного знамени будет поднято коричневое. И провоцирует в обществе «коричневые» настроения то, что продолжает углубляться пропасть между бедными и богатыми, столицей и провинцией.  

- Что может остановить этот процесс?

- Сразу – ничто его не остановит. Но надо постепенно менять нравственный климат в обществе. Ведь воровство и коррупция у нас процветают не потому, что плохо работают правоохранительные органы, что никого не ловят и никого не наказывают. Проблема в том, что исчезло осознание того, что воровать стыдно. Власть вызывает у тех, кто ей обладает, комплекс сверхчеловека, которому «всё дозволено». К чему это приводит, мало кто догадывается, поскольку Достоевского не читали. Даже дети сейчас воспитываются под лозунгом «Родина там, где сытнее». В итоге половина молодёжи мечтает уехать из России.

- О чём ваш новый роман?

- Он называется «Век» и рассказывает о событиях, происходивших в Симбирске и Ульяновске, а также в Казани -  с начала прошлого века до наших дней. Написан он по воспоминаниям очевидцев, участников событий. Есть там, конечно, и элемент художественного вымысла, но он остаётся в духе и контексте реальных событий.

На поляне Грушинского фестиваля. Июль 1992 года. Фото: АиФ / Владимир Толстой

 Добрее, человечнее

- Способна ли вообще современная молодёжь воспринимать такие ценности как добро и справедливость?

- 1 декабря в селе Карлинское я встречался с местными школьниками и их родителями, читал свои рассказы. Передо мной выступили ребята из клуба авторской песни, ансамбль «Витаминки» из школы искусств № 11. И эта встреча лично для меня стала очередным знаком того, что не всё потеряно, что надежда на лучшее ещё есть. Дети прекрасно воспринимали рассказы, слушали старые добрые песни. Проблема не в детях. Проблема со взрослыми. Дети очень любят песни и сказки. Только взрослые порой мешают их слушать. Они  всегда  чем-то заняты. Взрослые часто не понимают детей. Они всегда что-то делят: то власть, то страну, то деньги.

- Ульяновск был когда-то крупным центром авторской песни. Не кажется ли вам, что сейчас он сдал свои позиции?

- Когда-то и Самара, и Казань завидовали тем концертам, что проводились в Ульяновске. И сейчас они продолжаются – с помощью местного отделения Русского географического общества. Например, 13 декабря в областном Дворце детского творчества при переполненном зале состоялся традиционный вечер туристской песни, который проводится восьмой год подряд. Уже тринадцать лет, как удалось возродить фестиваль в Ломах, и с каждым годом он становится всё более популярным. Но масштабы подобного рода мероприятий зависят от экономического положения региона. Надо просто делать своё дело по мере сил и возможностей, но, главное, не надо ни с кем соревноваться. Авторская песня – не спорт, и здесь не стоит задачи кого-либо опередить.

- Каковы перспективы отечественной детской литературы?

- Не буду утверждать, что сейчас не публикуется хороших детских книг. Но кто назовёт хоть одного детского писателя, ставшего широко известным в XXI веке? Где современные Носовы и Кассили? Нет таких! Это тоже издательская политика: публиковать лишь тех авторов, кто уже «раскручен», либо кто строго следует «техническому заданию» и пишет на заказ. Нет ничего плохого в том, что сейчас дети растут на Крокодиле Гене, Чебурашке, Незнайке, героях Корнея Чуковского. Это наоборот – замечательно. Беда в том, что сейчас не создаётся ничего равноценного классике детской литературы. А если и создаётся, то авторы не имеют шансов это опубликовать. Ни одно издательство не берёт на себя смелости «раскручивать» новые имена.

Вот сейчас я готовлюсь к съёмкам фильма по своей книге «Татьянины каникулы, или Лёшка – сын олигарха». И я надеюсь, что мой фильм кому-то из детей поможет стать лучше, добрее, человечнее. Дети не могут быть плохими, как и не могут быть плохими сказки. Если они вырастают плохими, значит, такими их сделали взрослые.

Смотрите также: