С 1 по 5 ноября в Москве прошел IV Всероссийский фестиваль спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир». В нём участвовало тринадцать театров, Гран-при завоевал спектакль «NEBOLSHOГО ТЕАТРА» «Как Лопшо человеком стал», поставленный режиссёром Мариной КОРНЕВОЙ. С ней мы разговариваем о том, какое значение имеет театр в жизни современного общества и молодёжной среде, почему в Небольшом родители смотрят спектакль вместе с детьми, о сопричастности актёра к созданию спектакля.
Сопереживание - ключ к изменению зрителя
С. Юрьев: Чем был продиктован ваш выбор профессии?
- Но, к сожалению, сейчас не так уж просто заманить людей в театр…
- Здесь существует соблазн опираться на громкие имена, некие сиюминутные яркие эффекты. Но в каждом человеке природой заложены стремление к искренности и добру, и всё это есть в классической драматургии. Фальшь только отталкивает. И тот, кто пришёл в театр хотя бы однажды и нашёл здесь то, чего нередко так не хватает в обыденной жизни – яркие эмоции, повод о чём-то задуматься – будет приходить сюда снова и снова.
- Насколько режиссёр свободен сейчас в выборе материала для постановки?
- В каждом театре есть свои сложившиеся подходы к выбору тем и драматургической основы. Для меня, например, важно, насколько пьеса отражает мысли и чувства сегодняшнего дня, и в то же время важно, чтобы это была по-настоящему качественная драматургия – не зависимо оттого, на какой возраст она рассчитана – на детей или на взрослых. И конечно, важно не только моё отношение к той или иной пьесе, но и как она ложится на индивидуальность актера. У нас небольшая, но творчески интересная труппа, а хороший актёр может привнести в сценический образ неповторимые самобытные краски.
Детское и недетское
- Многие спектакли «NEBOLSHOГО ТЕАТРА» детскими вовсе не кажутся. Театральное искусство универсально для всех возрастов?
- Бытует такое мнение, что ТЮЗ - это театр для детей. Конечно для детей, но не только для них. У нас много постановок рассчитанных на взрослую аудиторию, но мы чётко разделяем эти два направления. То, что способны понять, оценить, пережить эмоционально юноши и девушки, совершенно бывает недоступно для детского восприятия. Так что есть спектакли именно для детей, которые составляют примерно две трети нашего репертуара, а есть спектакли для молодёжи от 14 лет и взрослых. Другое дело – мы стараемся сделать так, чтобы детский спектакль был интересен не только самому ребенку, но и тому взрослому, который с ним пришёл. Родители не должны чувствовать себя в театре просто сопровождающими ребенка. Они тоже должны получить свою долю радости от спектакля. Наш театр – это театр для всей семьи и в этом направлении мы стараемся развиваться.
- Бывает ли так, что актёр и режиссёр по-разному видят трактовку образа? Не возникает ли на этой почве конфликтов?
- Какого-то кардинального несовпадения взглядов актёра и режиссёра в моей практике не случалось. Вообще, создание образа – это творческий процесс, это сотворчество актёра и режиссёра, здесь изначально нет ничего преопределённого. Так что фантазирование на тему спектакля – вполне нормальное явление. Репетиция – это лепка. Я начинаю спектакль «с чистого листа» и в этом участвуют все, кто занят в постановке.
- В мировой драматургии не такое уж большое количество сюжетов, число человеческих чувств тоже невелико. А творчество подразумевает новизну. Как удаётся достичь этой новизны?
- Творчество – это своего рода калейдоскоп. Да сюжетов и чувств действительно немного, зато существует невероятное множество их комбинаций и оттенков. И здесь огромное значение играет индивидуальность актёров и режиссёра. Помнится, мне мой учитель говорил: «В искусстве было всё. Нас не было…». Одни те же пьесы разные поколения режиссеров трактуют по-разному, и эти спектакли безумно интересно смотреть. Как не бывает двух одинаковых цветков, так не может быть и двух одинаковых спектаклей. Хороший актер тоже каждый спектакль играет чуть по-другому.
- И всё-таки, что такое детский театр – развлекательное заведение или учебная аудитория?
- Пожалуй, на все времена в театре главным останется принцип, сформулированный Мольером ещё в XVII веке: «Поучать, развлекая». Так что, здесь не может быть однозначного ответа. Для меня, как выпускницы Вахтанговской школы, театр – это праздник. Так что, я не стремлюсь в своих спектаклях «придавить» зрителя, поставить его в тупик. И в трагедии есть комические элементы. И если даже зритель в зале плакал, из театра он должен вынести желание дальше жить и творить. И, конечно, некий духовный опыт.
Пролог к большой работе
- Есть ли разница между ульяновской и иногородней публикой?
- В каждом городе – абсолютно свой зритель, воспитанный своим театром. В каждом театре есть вои особенности. И по зрителю, как правило, видно, насколько в том или ином городе развита театральная культура. Например, нам было интересно, как нас примут в Москве, городе, где публика избалована изобилием и разнообразием театров…
- И как приняли на фестивале в Москве?
- Конечно, от нас не ожидали чего-то особенного, чего-то выдающегося, но нам удалось добиться главного – эмоционального контакта с публикой.
На фестивале был авторитетный состав жюри: Ольга Глазунова, заведующая кабинетом театров для детей Союза театральных деятелей России, Галина Федосеева, руководитель проекта «Сказочный мир», Алексей Гончаренко, известный театральный критик и многие другие. Фестиваль «Сказочный мир» отбирает лучшие спектакли для детей, чтобы их увидели воспитанники детских домов, больниц, дети из малообеспеченных семей разных городах России, те, кто не имеет возможности посетить театр. Так что, это пролог к большой работе… Для нас само понятие успеха не в том, чтобы стать сверхпопулярными. Успех - в решении творческих задач, в том, чтобы донести до зрителя то, что волнует нас самих. А популярность любой ценой, стремление получить какие-то дивиденды – это тупиковый путь, это уже шоу-бизнес, а не творчество.