В последнее время всё чаще звучат разговоры о необходимости исключения из повседневного обихода школьных педагогов понятия «образовательные услуги» как выхолащивающего саму сущность российского образования. И вместе с тем годы «оказания услуг» не могли пройти бесследно - сегодня люди, оказавшиеся в учительской профессии случайно, стали нормой жизни.
В завершении октября - месяца, когда отмечается День учителя - хочется поговорить о настоящих учителях, тех, кто всегда работал и работает в школе по велению сердца, недоумевающих (другое слово подобрать трудно) по поводу нежелания молодых коллег жить заботами и делами своих учеников.
Работа над ошибками
«Ребята только недавно приехали в райцентр, многие живут в интернате, - сказал мой наставник, - конечно, слов нет, физику, особенно теоретическую часть, они знают слабовато, но надо дать им возможность адаптироваться к новой обстановке, и я бы на вашем месте организовал с ними дополнительные занятия. Увидите, что они это оценят и обязательно подтянутся, и даже если и не догонят наших отличников, все равно будут чувствовать себя гораздо увереннее, а значит, и знания будут усваивать лучше.
Пришлось мне переправлять контрольную работу. И вскоре я поняла правоту директора. Легче всего ударить человека по рукам и унизить его. Гораздо труднее заставить поверить в себя, в свои силы - ведь именно в этом, по большому счету, заключается суть воспитания.
Памятник объединил
Раньше ученики и педагоги нередко составляли одно целое, были объединены одними стремлениями и одними мечтами, и это было прекрасно. Помню, когда в 1969 году было сдано новое здание школы, учительнице математики, участнице Великой Отечественной войны, Вере Васильевне Тювакиной пришла идея создать памятник ученикам школы, погибшим в годы войны. Своими планами она поделилась с ребятами класса, где была классным руководителем. Инициатива была поддержана не только учениками ее класса - вскоре вся школа подключилась к сбору средств на строительство памятника. Школьники сами зарабатывали деньги на памятник, участвовали в субботниках и воскресниках, собирали макулатуру и металлолом. Проект памятника создавал ленинградский скульптор В.Н. Шалыгин. Но самая главная задача - это поименное восстановление в памяти выпускников, не вернувшихся с полей сражения. Учителя и школьники провели очень большую исследовательскую работу, они обходили дома жителей райцентра, собирая буквально по крупицам сведения о тех, кто не пришел с войны. Работа захватила всех, и это нетрудно понять. Ведь среди тех, о ком собирали сведения, нередко оказывались ближайшие родственники. Эта огромная работа была окончательно завершена осенью 1972 года. 27 октября этого года на площади перед школой было многолюдно: учителя, ученики, представители администрации и просто жители поселка замерли перед величественным памятником. Наконец, полог был убран, и присутствующим открылся барельеф, на котором было высечено лицо воина - скорбно сжатые губы, взгляд, устремлённый вдаль, а внизу высечены годы Великой отечественной войны: 1941 - 1945. На центральной части памятника установлены мраморные таблички, на которых увековечена сто одна фамилия выпускников школы. Памятник погибшим выпускникам - это сегодня знаковое место на территории нашей школы и в то же время живая память о совместном деле, объединившем учеников и учителей. Жаль, что сегодня подобные почины остались в прошлом.
Василий ЕВГЕНЬЕВ
Мнение эксперта
Выбор ученика – самый-самый!
«Не хотелось, чтобы сложилось впечатление, что в нынешнее время каждый учащийся (обучающийся, как сегодня принято говорить) предоставлен сам себе, и никакой душевной близости между ним и учителем быть не может, и каждый варится в собственном соку. К счастью, это не так. Как и в прошлые времена, хороший учитель является для ученика, особенно для старшеклассника, путеводной звездой. А иначе чем объяснить, почему ребята, сдавая ЕГЭ, выбирают кроме основного, те или иные предметы. Хочется кому-то подражать или получить профессию, связанную с той или иной дисциплиной. За моими плечами не один год работы в отделе образования и бесконечные перемены, которые система образования испытывала особенно часто, всякий раз заставляя убеждаться, что главное при любых раскладах - это умение заинтересовать ученика, убедить его в том, что избираемая им профессия - самая-самая!»
Мнение власти
Поддержим молодёжь и педагогов
«Развитие и совершенствование системы образования было и остается одним из важнейших направлений бюджетной политики региона. В 2022 году мы продолжим реализацию основных программ. Это строительство новых объектов образования, поддержка талантливой молодёжи и педагогов, создание условий в учреждениях дополнительного образования, выплаты классным руководителям, а также реализация национальных проектов «Образование» и «Демография». В полном объёме заложены средства на обеспечение горячим питания школьников с 1 по 4 класс в рамках Президентской программы».
Молодость ищет, где лучше
Современные старшеклассники все больше ценят образование. Все больше ребят стараются, сдав основной государственный экзамен (ОГЭ), продолжить учёбу в десятом классе, затем, уже сдав ЕГЭ, пытаются одолеть высоты вузовской науки. В нынешнем году 79 молодых новоспасцев из 200, сдав ОГЭ, стали десятиклассниками. Это меньше, чем в прошлом году, в некоторых сельских школах, например, Садовской основной, десятиклассников вообще не было. Условия сдачи экзамена усложняются, времени на него отводится все меньше. В нынешнем году, например, время проведения ЕГЭ сократилось на тридцать минут. Зато и побеждают самые сильные. В 2021 году медали получили 22 выпускника района, в прошлом году их было только восемь. Сегодня уже мало кто ставит под сомнение преимущество единого госэкзамена. С получением определенного количества баллов можно поступить в вузы крупных городов и даже столичные. И таких случаев немало. Например, выпускница Новоспасский средней школы номер два Алина Хузиахметова набрала 98 баллов по основному предмету - русскому языку, 23 балла по физике и поступила в знаменитый московский университет Дружбы народов. Выпускница Красносельской средней школы Елена Озерова набрала 91 балл по химии - такой показатель был достигнут в районе впервые. В результате по сумме набранных баллов девушка поступила в Московский университет. Многие ребята по сумме полученных баллов были зачислены в вузы Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары.
Поговорка «Где родился, там и пригодился» нынче не срабатывает. Ребята всерьез думают о будущем и не желают тратить время на метания в поисках лучшей доли. В этом они более рациональны и прагматичны, чем их родители. Уже сразу за порогом школы они думают о возможности хорошо зарабатывать, иметь престижную профессию. Ни родной поселок, ни даже областной центр их в этом плане не прельщает. И здесь трудно кого-либо осуждать, ведь человек всегда ищет, где лучше.