Вернётся ли «Руслан»? Кто поднимет волну ульяновского авиапрома?

На Ульяновском авиасалоне 2010 года пятёрка приезжих силачей метров пять протащила «Руслан». Кто поднимет отрасль на новую высоту? © / Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

Итак, «Боинг», что называется сдулся. Как ни стремились отечественные авиаперевозчики оседлать преимущественно импортную технику, политическая ситуация последних лет, похоже, ставит на такой политике жирный крест. И тут уж «хошь-не хошь», а приходится возрождать авиапром собственными силами.

   
   

А куда деваться-то?

Казалось бы, флагман ульяновской индустрии «Авиастар-СП» должен бы немедля воспрянуть, поскольку «неожиданно» возникла жизненная необходимость строить русские самолёты по российским технологиям и на территории государства Российского. Но особого стремления «оседлать волну» со стороны местных чиновников и авиастроителей как-то не слишком заметно. Может, она есть, но обществу это пока не видно.

А ведь когда-то мощности УАПК позволяли строить и «Русланы», и самолёты семейства ТУ, но пока вроде бы сил едва хватает, чтобы сдавать в год штуки по три Ил-76МД-90А. В текущем году первый самолёт такого типа был передан ВКС России в апреле, второй ожидает лётных испытаний, а значит, темпы строительства за последние семь лет, как минимум, не снизились. Впрочем, глава города Дмитрий Вавилин искренне считает, что у предприятия всё в порядке: «У «Авиастара» сегодня заказов лет на десять вперед точно есть, подтвержденных контрактами. Им не хватает трёх тысяч сотрудников, и сейчас идет активный набор...»

Получается, что все надежда возлагаются на контракт с министерством обороны? Напомним, что в своё время было заказано 39 военно-транспортных самолётов, первый из которых оторвался от земли в октябре 2012 года, а на темпы ежегодного выпуска в три самолёта предприятие вышло к 2015 году.

Что касается пассажирских самолётов, то ещё несколько лет назад должностные лица Минпромторга РФ делали заявления, что «возобновление серийного выпуска самолетов линейки Ту204/214 коснется только Казанского авиационного завода», а ульяновскому предприятию в лучшем случае удастся лишь завершить строительство «нескольких самолетов Ту204, оставшихся в заделе «Авистара-СП». Впрочем, всё это утверждалось лет пять назад, а сейчас обстоятельства радикально изменились. И хотя стапеля для сборки ТУ успели демонтировать, в новых условиях едва ли было бы позволительно допустить, чтобы уже собранные фюзеляжи, находящиеся в разной степени готовности, были пущены на слом. И косвенным подтверждением тому, что возобновление производства ТУ в принципе возможно, служит тот факт, что 2 августа в воздух поднялся самолёт Ту-204-300, который несколько лет провёл в заводских цехах «на модернизации». Новым хозяином воздушного судна, оборудованного теперь VIP-салоном, станет госкомпания «Рособоронэкспорт».

Мечтать не вредно!

Управляющий директор компании «Авиастар-СП» Сергей Шереметов, кстати, недавно заявил, что «в связи с наращиванием объёмов производства в 2022 году предприятию требуются более 1200 новых рабочих, которые будут задействованы в основном производственном процессе по строительству самолётов…». Куда будет наращиваться производство – пока широкой общественности неизвестно. То ли число выпускаемых в год ИЛов возрастёт, то ли ТУ-204-300 всё-таки вернётся на стапели, то ли…  В минувшие годы нередко поднимался вопрос о возобновлении производства в Ульяновске тяжелых транспортников Ан-124 «Руслан», и вся загвоздка состояла в невозможности договориться с о сотрудничестве с украинским КБ Антонова. Но сейчас, похоже, необходимость договариваться отпала. Да и раньше звучали голоса, призывающие начать выпуск того же самолёта под другим «брендом». Впрочем, может быть, это только мечты? Но мечтать не вредно! Вредно не мечтать…