Стулья и шкаф заказывали? Какой бизнес в Ульяновске вырос на пандемии

Вообще-то леса в стране достаточно, но поднять цены проще, чем нарастить производство. © / Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

Сейчас много говорят о кризисе в экономике, связанном с пандемией коронавируса. Однако, как оказалось, на ряд отраслей нынешняя ситуация подействовала и во благо, хотя, как водится, и рост вызвал местами определённые проблемы.

   
   

Причуды рыночной экономики

Естественно, первым пошло в рост производство средств гигиены и профилактики – обеззараживающих жидкостей, медицинских масок и перчаток. Затем последовал бум фармакологии – как только появились первые лекарства от новой инфекции, а теперь на подходе производство вакцины в массовых объёмах.

Серьёзно поднялись курьерские службы, поскольку сейчас не всякий рискнёт лично отправится в магазин за продуктами или иными товарами. Расширилась сеть услуг онлайн‑образования и дистанционных репетиторских услуг. Ускорился переход в режим «онлайн» различных производственных сфер, что подхлестнуло развитие IT‑услуг. Многие граждане активно занялись фитнесом, не выходя из дома, и сразу же вырос спрос на компактные тренажёры, резинки и эспандеры, гири и гантели, а также повысился интерес к онлайн‑тренировкам. Кроме этого, почему-то вдруг вырос рынок интим-товаров?

Впрочем, для Ульяновска из всего этого списка наиболее примечательна мебельная индустрия и деревообработка. Как утверждает председатель совета директоров корпорации развития промышленности и предпринимательства Руслан Гайнетдинов, на российском рынке, например, межкомнатных дверей ульяновская продукция занимает около 45%. По данным властей, в области зарегистрировано около тысячи мебельных производств, из которых около трёхсот – настоящие фабрики, где занято по несколько десятков рабочих.

И когда накатила «первая волна» коронавируса, казалось, что и эту отрасль ждёт неминуемый упадок. В начале марта в этой отрасли было зафиксировано заметное падение потребительского спроса – до 70%. Если учесть, что даже в нормальных условиях рентабельность мебельного производства минимальна, у многих предприятий не оказалось средств для поддержания производства в условиях кризиса, закупку древесных плит, лакокрасочных изделий, тканей, фурнитуры и прочих комплектующих.

Слишком внезапный рост

Тем неожиданней оказался резкий и, казалось бы, труднообъяснимый подъём спроса на мебель во время «второй волны» пандемии.  Например, 20 ноября губернатор посетил одну из волжских мануфактур, которая, как выяснилось, наращивает производственные мощности и открывает новые рабочие места – только в последнее время их, по словам Сергея Морозова, было создано 80!

Генеральный директор Корпорации развития области Сергей Васин, отметил, что это произошло благодаря наличию на предприятии собственного производства комплектующих для мебели и производства нитей и тканей. А что делать мебельщикам, у которых нет подобного полного производственного цикла? По данным на начало декабря средняя стоимость древесно-стружечной плиты у российских оптовиков выросла на 40%.    
   

Сами мебельщики утверждают, что с августа в отрасли возник ещё и острый дефицит материалов.  Внезапный рост спроса связан с тем, что люди сэкономили деньги на летних отпусках и турах за границу, куда путь сейчас по понятным причинам закрыт, а освободившиеся средства направили на организацию домашнего уюта. В условиях пандемии и самоизоляции граждане начали делать ремонты в своих квартирах и домах, а также обновлять мебель. Но лесная промышленность и деревообрабатывающие предприятия к такому повороту событий оказались не готовы, и возник дефицит. В итоге далеко не все мебельные предприятия региона смогли выполнить свои обязательства по уже заключённым контрактам, что вызвало претензии со стороны заказчиков. А тем временем, многие производители древесины урезали квоты на вывоз продукции даже своим официальным дилерам. Естественно, подобная ситуация подрывает доверие между деловыми партнёрами. Но как-то хочется надеяться, что в недалёком будущем ситуация стабилизируется. Правда, с другой стороны, нельзя не осознавать, что «рыночная» экономика России устроена странным образом: рост спроса ведёт к мгновенному повышению цен, в то время как его падение редко приводит к возвращению на прежний уровень.