Западные санкции, обильно посыпавшиеся на нашу страну после начала военной спецоперации по защите Донбасса, поставили перед руководителями всех уровней немало сложных задач, а у людей, далеких от сферы экономики и финансов, вызвали массу вопросов и вполне понятную тревогу.
Ажиотажа нет, но ситуация серьёзная
Впрочем, таких панических настроений, как царили два года назад в преддверии пандемии, на исходе первой недели жизни под санкциями в Ульяновске не наблюдалось - да, цены в супермаркетах подросли (любимые спагетти, которые пару недель назад я ухватила за 53 – 54 рубля, в том же магазине 3 марта стоили уже 79), зато никакого ажиотажа - даже на гречку, а этот продукт, как известно, исчезает с прилавков при любом намеке на кризис.
Меж тем специалисты признают – ситуация серьёзная.
«Цены будут расти, и они уже растут, - комментирует доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ Анатолий Лапин. – Согласно данным Росстата на 25 февраля, цены в России за неполные два месяца выросли на 2%, в том числе на 0,5% за последнюю неделю, а это в 2 – 2,5 раза больше, чем средненедельный темп инфляции. С 18 февраля рубль обесценился в полтора раза, и даже если дальнейшего падения не произойдёт (что маловероятно), то годовая инфляция составит примерно 20%. По состоянию на 25 февраля, основная группа товаров, на которую растут цены, - это продовольствие, и здесь бесспорный лидер - капуста. За неполные два месяца она подорожала на 27%. Дальше идут помидоры, огурцы (20 - 22%). Сейчас в связи с падением рубля рост цен будет ускоряться. Если в ближайшее время курс стабилизируется, то цены будут «разгоняться» около двух месяцев - по мере исчерпания запасов, которые были закуплены по старым ценам».
В сложившихся условиях эксперт даёт такие рекомендации: если есть сбережения, хранящиеся в банке, то их лучше снять и положить заново, под более высокий процент – вплоть до 21% годовых, также есть смысл вкладывать в валюту и драгметаллы. Ещё один совет – уже сейчас приобрести импортные лекарства: со временем они подорожают, не исключено, что некоторые поставляться не будут вовсе. С техникой и другими заграничными товарами история аналогичная.
Бизнесу тоже придётся несладко. Центробанк поднял ключевую ставку до 20%, а это значит, что кредиты предприятиям будут выдаваться под 25% годовых и выше. Средства нужно будет выплачивать из выручки, поэтому хочешь - не хочешь, а цены придётся поднимать. Инфляционная накачка, падение реальных доходов населения, снижение спроса, увеличение себестоимости продукции – в таких условиях одним предприятиям придётся сократить объёмы производства, другим – закрыться.
И оргАну досталось
Пока рядовые граждане изучают ценники в магазинах и содержимое собственных кошельков, региональные власти разворачивают антикризисную работу по всем фронтам. Задачи серьёзные: выполнить все социальные обязательства, не допустить роста безработицы, обеспечить стабильное повышение зарплат, найти новых поставщиков импортируемых товаров и новые рынки сбыта ульяновской продукции, решить вопросы с импортозамещением, выстроить новые производственные цепочки, привлечь новых инвесторов (теперь по большей части российских), и постараться не потерять старых. По словам руководителя региональной Корпорации развития Сергея Васина, иностранные компании не планируют закрывать свои производства на территории Ульяновской области, но опасаются по поводу логистических цепочек поставок сырья и компонентов.
А вот немецкая фирма Hermann Eule, взявшаяся за ремонт филармонического органа, продолжать работы отказалась, по крайней мере, в текущем году. Об этом 3 марта в ходе «строительного часа» в правительстве области сообщила глава Минкульта Евгения Сидорова. Самое неприятное, что некоторые детали инструмента собирались ремонтировать в Германии, и теперь контейнер с ними находится на границе. Впрочем, уверяет министр, скоро он вернётся обратно, так что главная задача теперь – найти новую фирму, которая могла бы выполнить ремонт инструмента на должном уровне.