Падаем дальше? Что происходит с экономикой Ульяновской области

Многострадальную ульяновскую экономику продолжает лихорадить. Так, по итогам первых трёх месяцев 2023 года индекс промышленного производства в регионе составил 87,1% к аналогичному периоду 2022-го. Учитывая, что падение производства влечёт за собой снижение зарплат и в целом усугубляет кризис, ситуация не из приятных.

   
   

Одни ушли, другие перевооружаются

Как объяснил министр экономического развития и промышленности региона Николай Зонтов, выступая 16 мая на заседании штаба по комплексному развитию региона, одна из главных причин снижения — высокая база прошлого года, которую обеспечивали в том числе и иностранные компании. Поясним: в первом квартале 2022 года свой вклад в экономику региона продолжали вносить зарубежные инвесторы, которые чувствовали себя на ульяновской земле уверенно и комфортно. Несмотря на обязательства, льготы и преференции после начала СВО «иностранцы» стали массово объявлять о приостановке своей деятельности в России, что, естественно, сказалось на цифрах. Так, существенное падение индекса в сфере металлургического производства (до 58,1%) министр связал с остановкой деятельности ООО «Немак Рус», специализировавшегося на выпуске автокомпонентов из алюминия и считавшегося одним из ключевых предприятий отрасли. Аналогичным образом «просела» сфера производства резиновых и пластмассовых изделий — встал «Бриджстоун», и индекс упал до 54,4%.

Обозначил министр и другие причины не радующей глаз статистики:

«В настоящее время ряд предприятий проводит переоборудование, переоснащение и модернизацию производственных мощностей, как следствие - временное снижение объёмов производства».

Будем надеяться, что это временное не превратится в постоянное. Впрочем, не во всех отраслях всё так уж и плохо. Производство мебели выросло на 17%, бумаги и бумажных изделий — на 27,6%, готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) - на 79%, текстиля — в 2,4 раза, изделий из кожи — в 3,6 (данный скачок вызван увеличением спроса на производство специальной обуви для военнослужащих). Кратно нарастили выпуск продукции и предприятия ОПК. В целом профильное ведомство настроено оптимистично: учитывая, что во втором, третьем и четвёртом кварталах прошлого года базовые показатели стремительно падали, а с января нынешнего промышленность начала отыгрывать по несколько процентов за месяц, 2023 год регион должен завершить с индексом 99 — 100% к 2022-му.

Инфляция снова зарплату съела

Доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ Анатолий Лапин подобного оптимизма не разделяет.

«Падение индекса промышленного производства на 13% - это худший показатель в ПФО, и то, что регион отыграет позиции до конца года, я считаю маловероятным, - комментирует эксперт. - Конечно, есть отрасли, которые нынешняя ситуация встряхнула, это связано с военными заказами. Текстильная промышленность, производство обуви — плюсы здесь достаточно большие, но надо понимать: мы не Ивановская область, и у нас доля этих отраслей относительно небольшая. А вот по автомобилестроению — минус 15%, вытащит ли его гособоронзаказ, неизвестно. Посмотрим по другим отраслям. Производство транспортных средств и оборудования: в марте объёмы просели в 10 раз, по итогам квартала — на треть. Производство лекарств: в марте — двукратное падение, по итогам квартала — снижение на треть. И таких сфер у нас достаточно много. Безусловно, определённое восстановление будет, но, по моим прогнозам, этот год мы закончим со снижением показателей прошлого на пять — десять процентов».

   
   

Успехи строительной отрасли, где рост составил более 40% (жилищного — на 13%), по словам учёного, заметны разве что на фоне провалов предыдущих двух лет. Если же сравнивать с 2020-м, то объёмы жилищного строительства просели на 40%. При этом темпы роста, набранного в начале 2023-го, уже идут на спад, так что неизвестно, что будет в конце года.

Что касается таких больных для региона вопросов, как уровень инфляции и заработной платы, то и здесь мнения чиновников и учёного расходятся. Первые подчёркивают, что показатель инфляции 2,3%, зафиксированный в регионе по итогам первого квартала, ниже, чем было в прошлом году. Экономист же обращает внимание, что Ульяновская область вновь продемонстрировала одну из самых высоких цифр в ПФО, и это фактически свело на нет все усилия властей по повышению зарплат. Да, номинально цифры подросли на 17%, но с учётом инфляционных процессов реальный рост заработных плат составил не более 3 — 5%.

Согласно официально данным, средняя зарплата в регионе по итогам первого квартала достигла 42 970 рублей. Впрочем, по отраслям цифры разнились: самыми низкооплачиваемыми оказались работники таких массовых и ключевых сфер экономики, как строительство, здравоохранение и торговля, самыми высокооплачиваемыми — сотрудники IT-сферы, финансовых структур и предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых. Увы, но последних в регионе гораздо меньше, чем строителей, медиков и продавцов.