Железнодорожная столица?
В начале ХХ века Симбирск мечтал вырваться вперёд по железнодорожной части. Его уже вовсю опережали Казань и Самара. Уже действовал Сызранский железнодорожный мост, и хотя это была территория Симбирской губернии, но уездный город Сызрань уже тогда тяготел к Самаре, что позже и зафиксировалось административно. Была к тому времени и в Симбирске своя ветка Московско-Казанской железной дороги, пущенная в 1898 году. Но она никак не сообщалась с левым берегом. Чтобы доставить грузы на проходящую по левобережью ветку Волго-Бугульминской железной дороги, их приходилось выгружать в Симбирске, везти на повозках к пристаням на Волге и переправлять на баржах и лодках, а зимой – на санях по льду. Весной и осенью, в периоды ледостава и ледохода, связи между берегами и вовсе не было никакой. Поэтому новый мост ждали с нетерпением.
И не зря в Симбирске воздвигли памятник Петру Столыпину. Местному обществу было, за что благодарить премьера, павшего в 1911 году от рук террориста. Решение о строительстве моста было принято Петром Аркадьевичем после его визита в Симбирск 24 (11) сентября 1910 года. Проплывая по Волге, Столыпин остановился в городе на несколько часов. Тут главу правительства и взяли в оборот симбирские купцы вместе с почётными гражданами. В обсуждении вопроса участвовал председатель правления Волго-Бугульминской железной дороги князь Долгорукий. Председатель совета министров согласился с доводами о важности строительства моста для экономики губернии.
Строительство второго по величине моста в Европе началось весной 1913 года. Над проектом работал русский инженер и учёный Николай Аполлонович Белелюбский, уже построивший к этому времени в России около ста мостов. Строители должны были возвести пролётные строения над Волгой, островом и речкой Часовенной Воложкой, оборудовать береговые подходы и выполнить массу других работ.
Элементы стальных конструкций делались на заводе в Юзовке (ныне Донецк), сами фермы собирались уже на месте. Гранит для облицовки «туфельных опор» доставлялся с Урала, бутовый камень добывали в Ташле под Симбирском. Впервые в мировой практике мостовые пролёты изготавливались из кованого железа. При строительстве использовалась лучшая техника: мостовые краны, кессонные камеры для подводных работ. Работа шла круглый год, не прекращаясь даже зимой.
Мистика и саботаж
Что только не препятствовало строительству! Сначала был пожар 1914 года. Этот день вообще характеризуется мистическим стечением обстоятельств.
Тогда, в 1914 году, в Симбирске неофициально находился не кто-нибудь, а директор департамента общих дел МВД, будущий российский премьер Борис Штюрмер. На посту председателя совета министров он был выдвиженцем Распутина и в лице многих россиян представлял тёмные, реакционные силы. В то время советником Симбирского губернского правления у губернатора Ключарёва служил его сын надворный советник Георгий Штюрмер. В тот день важный государственный чиновник приехал крестить своего внука Бориса в Богоявленской церкви Симбирска. 7 июля, в день пребывания Штюрмера-старшего, в нашем городе случился пожар на строящемся мосту. И в тот же день умер ребёнок, которого он приехал крестить.
Причиной масштабного пожара послужила раскалённая клёпка, упавшая на леса в пропитанные горючими материалами мусор и щепки. Пожар моста описал наш земляк, участник строительства Иван Якушин в своих дневниках, которые исследовала и представила читателям местный краевед Татьяна Громова в 2009 году в журнале «Мономах». Автор дневников, в частности, сообщает, что пожар можно было затушить в самом зародыше. При стройке имелась пожарная команда, охрана из жандармов, много рабочих, но никто не бросился тушить огонь, а сразу разбежались с криками «Горим!».
Это во многом объясняется тем, что строители были в большой претензии к управлению Юзовского завода, обманывавшему их при расчётах. Отсюда – обида, равнодушие и злорадство. Завод понёс из-за пожара колоссальные убытки, поскольку страховка оказалась просроченной. А строителям пожар сохранил ещё на несколько месяцев их рабочие места.
Ещё одно происшествие - грандиозный оползень Симбирской горы 29-31 мая 1915 года разрушил восемь уже построенных опор аркады, железнодорожные пути, часть пассажирского вокзала у спуска к Волге, пострадало много жилых домов и различных построек. Нечто подобное (правда, несопоставимое по масштабам), произошло через 101 год, в апреле 2016-го, когда разрушилась ведущая к мосту подъездная дорога известная в народе как «грузовая восьмёрка».
Если вспоминать об авариях, нельзя обойти стороной и трагедию теплохода «Александр Суворов». 5 июня 1983 года пассажирское судно зашло под слишком низкий несудоходный пролёт. При ударе была срезана верхняя палуба, на теплоход упали вагоны и грузы проходящего по мосту товарного состава, погибло не менее 176 человек. Пролётное строение моста было смещено на 40 см.
Город на двух берегах
В течение 1953-1958 годов симбирский мост подрос в высоту и обзавёлся автомобильным собратом. К необходимости не только железнодорожного, но и автомобильного сообщения между берегами в середине ХХ века пришли не сразу. Вот что об этом событии сообщает архивист и краевед Иван Сивопляс:
По словам краеведа, расширять мост именно под автомобильное, а не железнодорожное сообщение решили уже в ходе строительства, когда выяснилось, что патронный завод – «Володарку» – убирать из зоны затопления не будут, а обнесут дамбой. Это значило, что в Ульяновске останется (и будет расти дальше) заселённый левобережный район. Без автомобильного сообщения между районами города оставаться было никак не возможно, и в 1958 году была открыта автомобильная часть моста. В связи с первоначальным железнодорожным назначением ширина автомобильной «двухполоски» была у́же, чем полагалось по стандарту даже того времени.
Смотрите также:
- 100 лет исполняется Императорскому мосту в Ульяновске →
- ... Почему старый мост стал «императорским»? →
- Пушкин в Симбирске →