Кудеяр тут ни при чём…

Коллаж Сергея Юрьева / АиФ

Следы древних поселений на территории региона не редкость, но особенно ими богат Сенгилеевский район.

   
   

Остатки оборонительных валов и курганы встречаются здесь повсеместно, и почему-то народная молва связывает большинство из них то с именем Стеньки Разина, то с легендарным разбойником Кудеяром.

Бочки с золотом!

Ещё в 1869 году в своём докладе Первому Археологическому съезду в Москве археолог Капитон Новоструев, ссылаясь на сообщение одного из местных священнослужителей, сообщил: «В лесных дачах верстах в восьми от Сенгилея есть местность, именуемая «городки». Место это представляет собой что-то наподобие развалин древних жилищ и укреплений, а в народе есть легенда, что жили здесь давно татары и существовал их город. Будто бы на этом месте есть подземные ходы, а в них когда-то видели бочки, висевшие на цепях. Князя этого города звали Кудеяром». В позапрошлом веке в России вообще была подлинная свобода слова, и байки, имеющие хождение в народе, предавались гласности не только бульварной прессой, но и серьёзными научными журналами. Например, в 1879 году «Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете» опубликовали предание, записанное со слов одного из жителей села Каранино: «Сенгилеевский крестьянин Никита Загуданский однажды ездил в лес заготавливать метлы. Тут и случилась с ним беда – упал с березы, сломал ногу и куда-то провалился. Оказался в пещере. Как выбрался оттуда – не помнил. Но помнил седого старика со сверкающими, как у волка, глазами, а ещё - бочки с золотом, висящие на цепях».

Иногда легенды о Кудеяре чуть ли не слово в слово совпадают с народными преданиями о Стеньке Разине. Например, участники фольклорной экспедиции Ульяновского пединститута в 1984 году записали такую историю: «Говорили, у Стеньки Разина были клады тайные. У него дорога выстлана из дикаря-камня из лесу до Волги. Для чего она ему, не знай. Она не больно широка: на лошади не проедешь. Он, наверное, по ней ездил. Прямая линия – дорога. По этой линии ямы есть. Значит, проваливалась она. Похоже, был подземный ход из лесу до Волги».

Кроме места, и теперь именуемого «Городки», следы укреплённых поселений встречаются близ села Никольское, а ещё - примерно на полпути между Тушной и хутором Тюбяк. Можно с уверенностью сказать, что далеко не все они открыты, поскольку местность здесь гористая и лесная.

В поисках истины

Так что же подобные укрепления представляли собой на самом деле? Подсказка таится в местных пашнях. Если пройтись по вспаханным полям в районе Тушны или Шиловки, нетрудно насобирать хоть мешок осколков керамики времён Булгарского царства. А это свидетельствует о том, что помимо укреплённых поселений – городищ здесь было множество мирных селищ, да и вообще в X-XIV веках этот край был довольно густонаселённым по тем временам.

В 30-е годы прошлого века сенгилеевские школьники нашли клад в районе Каранинского городка – около четырёхсот серебряных монет ордынского периода. Клад был отправлен в Куйбышевский краеведческий музей и, вероятно, до сих пор находится там.

   
   

В предвоенные годы исследованиями «кудеяровых тайн» активно занимался заведующий Сенгилеевским районом Пётр Петров. С учащимися старших классов Елаурской средней школы он провёл поход по краю «кудеяровых гор». Тогда было сделано множество находок: керамика, точильные камни, жернова ручных мельниц. Причём в основном все эти предметы относились к булгарскому и золотоордынскому периодам. Выводы он сделал такие: «Можно предположить, что «дорога» между Сенгилеем и Кротковом-Никольском является остатками укрепленной линии, возведённой булгарами в начале XIII века. Что же касается городков и селищ, то они могли возникнуть и ранее. Жизнь в них, видимо, продолжалась до нашествия Тимура, а возможно, и до падения Казанского ханства».

Так что, строения, о которых идёт речь, на самом деле несколько древнее тех времён, к которым их относит народная молва…

Смотрите также: