Своё «Заветное» вы можете присылать нам по электронной почте с пометкой рубрики по адресу aif@mosaica.ru или письмом с фото на почтовый адрес: 432071, Ульяновск, ул. Робеспьера, 2/79 редакция «АиФ в Ульяновске».
История о бумажных клавишах
На этот раз гость нашей рубрики Лидия Сергеевна Стеженская, заслуженный учитель России, замечательный человек и невероятно обаятельная женщина, которой (в это невозможно поверить!) в 2013 году исполняется 90 лет.
А говорили мы о том, с чем остается человек, когда жизнь в меру естественных причин потихоньку устраивается в небольшом кругу людей и улиц, когда появляется возможность прислушаться к нотам, звучащим в душе…
Своё сокровенное Лидия Сергеевна рассказала Татьяне Захарычевой.
Откуда приходит музыка
С первой ноты Лидия Сергеевна узнаёт четвёртую симфонию Чайковского, девятую симфонию Бетховена, седьмую, Ленинградскую, - Шостаковича и еще многое-многое. Она любит и знает музыку, хотя никогда по-настоящему не училась этому…
Многому человек «учится» ещё в пору младенчества, впитывая атмосферу среды, в которой делает свои первые шаги по жизни, предполагает Лидия Сергеевна.
Её отец Сергей Евгеньевич Стеженский был врачом-офтальмологом, в Гражданскую войну работал в Симбирске вместе со знаменитым доктором Суровым. Здесь он женился на Александре Михайловне Троицкой, а после войны молодая семья переехала в Ардатов (Мордовия), где и родилась Лидочка.
В Ардатове, в доме родителей, часто собирались гости на музыкальные вечера, папа играл на скрипке, мама – на рояле. Бабушка, папина мама, тоже прекрасно музицировала. Это было семейное – в дворянской усадьбе Стеженских под Петербургом всегда звучала музыка…
О вечерах в Ардатове Лидия Сергеевна знает только по рассказам. Ей было всего четыре года, когда эта страница жизни была перевернута на трагической ноте. Перспективный молодой доктор Стеженский поехал в Ленинград представлять на съезде офтальмологов Мордовию. В поезде заразился скарлатиной и через несколько дней умер. Его вдова сразу же приняла решение вернуться на родину, в Симбирск-Ульяновск.
Впятером – Александра Михайловна, Лида, ее брат, бабушка и няня – поселились в доме на улице Минаева, и там началась новая жизнь – без музыкальных вечеров и в нужде, о которой в доме было не принято ни говорить, ни думать. Придут потом другие времена, материально более обеспеченные, но фортепиано в их доме уже никогда не появится.
- Это было фантастически дорого, мы и мечтать не могли об этом, - говорит Лидия Сергеевна.
Миг за роялем
По линии мамы предки Лидии Сергеевны тоже не были чужды музыки. Отец Александры Михайловны был священником, служил в Троицком соборе со знаменитым диаконом Константином Васильевичем Розовым (отцом Константином), прославившимся своим голосом на всю Россию (в Симбирске рассказывали, что когда Розов пел во весь голос, стекла дрожали). У большой семьи Троицких всегда был абонемент в театральную ложу, они не пропускали спектаклей оперных театров, которые приезжали в Симбирск на гастроли.
В блокноте Александры Михайловны сохранилась запись, что в 1916 году она посетила 16 оперных спектаклей, некоторые смотрела не один раз.
Лидия Сергеевна вспоминает, как однажды они с мамой пришли к однокласснице Кате Коробейченко. В комнате стоял открытый рояль, на нем – ноты:
- Вдруг мама в каком-то порыве села за инструмент, взглянула на раскрытые ноты и тут же, сходу, заиграла. По-моему, это был отрывок из «Веселой вдовы» Легара. Меня тогда поразило, как она легко и хорошо, без разучивания, играет.
Сама Лидия Сергеевна еще в пору учебы в Русском педагогическом училище прошла общий курс игры на скрипке. Она хотела играть как отец, но музыку в педучилище преподавали формально, поэтому большого толку из этих занятий не вышло. Но была музыка по радио, по телевидению, были концерты, гастроли оперных театров. Именно в Ульяновске Лидия Сергеевна дважды слушала Штоколова...
Как-то после одного из концертов она поделилась своими впечатлениями со знакомой преподавательницей музыки и получила предложение брать уроки игры на фортепиано. В ту пору ей было уже за 50…
Действительно, заветное…
Мы говорили не только о музыке, но и о любви к рисованию (великолепно рисовал отец, его рисунки теперь хранятся в областном архиве), о страстном увлечении методикой преподавания … И Лидия Сергеевна спросила, о чем же в итоге будет статья:
- О музыке? Тогда я вам еще кое-что покажу. Этого я еще никому никогда не показывала.
И она достала несколько листов нот и большой лист миллиметровой бумаги с аккуратно и четко нарисованными клавишами в натуральную величину. На этом листе она выполняла домашнее задания в то время, когда брала уроки игры на фортепиано: разучивала гамму, а потом пьесы для начинающих в абсолютной тишине. И только на уроках, за настоящим инструментом, клавиши под ее пальцами звучали, и рождалась музыка.
Это продолжалось несколько месяцев накануне летних каникул. А на следующий год у Лидии Сергеевны был 4-й, самый сложный, класс: 40 тетрадей по математике, 40 - по русскому. Плюс подготовка к урокам. О фортепианных занятиях пришлось забыть. Бумажные клавиши были аккуратно сложены и спрятаны, но музыка осталась, она и сейчас звучит.
Смотрите также:
- Памяти Игоря Коперлеса: Каждый звук – как боль в сердце →
- Олег Зисер: «Если джазом заразился, то это – навсегда!» →
- Ольга Беляева – музыковед, композитор, вокалист →