Согласно новому плану, составленному через несколько лет после бедствия, власти избрали прогрессивный путь развития, отдав предпочтение каменной застройке и озеленению городской территории.
Новая задача для архитекторов Симбирска
«Много внимания уделялось строительству каменных зданий. Так, на ярмарочной площади вместо деревянных лавок начали строить значительное количество каменных. Многие кварталы центральной части города предполагалось застроить новыми кирпичными домами, вместо сгоревших деревянных» (по материалам книги Б.В. Аржанцева «Архитектурно – исторические образы Симбирска», - Ульяновск 2004, с. 25).
Безусловно, появилась необходимость не только в восстановлении утраченных, но и проектировании новых архитектурных сооружений. Задача стояла не из легких – устроить в Симбирске не просто нагромождение стилей и громких имен архитекторов, но создать единый архитектурный облик города. Правильно расставить приоритеты и помочь воплотить задуманное удалось одесситу по происхождению Августу Августовичу Шодэ.
«Официальная» биография
В 1897 году по рекомендации своего сводного брата Август Шодэ вместе с семьей приезжает в Симбирск. К тому времени он получил образование во Франции, закончил художественное училище, отслужил в армии и некоторое время заведовал мебельно – декоративной фабрикой в Одессе. Со своей первой супругой Марией Николаевной и детьми Август Августович поселился в доме на улице Стрелецкой, но через несколько лет жена умерла и архитектору пришлось решать насущные проблемы: менять место жительства (теперь он и четверо детей переехали в квартиру на улице Панской) и усиленно браться за работу.
Через три года вторая супруга – Мария Котельникова своим появлением обозначила новый этап в жизни семьи Шодэ. Сменив несколько адресов проживания, Шодэ остановили свой выбор на доме Свежницких, располагавшийся на улице Покровской (ныне - Льва Толстого, 71/11).
«В квартире на Покровской, кроме кабинета, отец имел маленькую мастерскую, в которой он также много работал, когда уставал от умственной работы. Мать говорила, что отец, прежде чем дать мастеру лепную работу, делал её уменьшенной из дерева. В мастерской отца стоял столярный верстак, слесарные тиски и токарный станок по дереву» (из воспоминаний дочери архитектора - Н.А. Шодэ, по материалам книги С.С Касаткиной и О.А. Свешниковой «Август Шодэ. Мастера архитектуры Симбирска», - Ульяновск 2009, с. 10).
Известно, что Август Шодэ вместе с сыновьями сам изготавливал мебель и очень ревностно следил за тем, чтобы в его кабинет никто, кроме жены, не заходил.
«Благонадежный» Шодэ
Официальная биография Августа Шодэ, воспринимаемая как единственно верная и не подлежащая сомнению, возможно, не достоверна. К такому выводу пришли ульяновские краеведы, отправившие запрос об архитекторе на его историческую родину – в Одессу. Документов, подтверждающих его образование и даже проживание, найдено не было, а сведения, ранее озвученные родственниками Августа Августовича, не подтверждены официально. Кроме того, есть и другие ранее не известные факты его биографии.
Известно, что единственным местом работы Шодэ было Симбирское уездное земство. В 1910-м году его приняли на должность техника-строителя уездной управы, где он занимался прошениями, заявками и запросами на строительство из различных населенных мест Симбирского уезда. Бани, конюшни и корпуса больниц составляли ежедневный план архитектора. Каким образом появились заказы на уникальное частное строительство неизвестно, но можно предположить, что тут не обошлось без протекции родственника – Эрнста Спаннера, занимавшего должность архитектора Симбирской епархии.
Не менее интересен случай, связанный с награждением Августа Августовича. После строительства Симбирской евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии в 1911 году, Шодэ избрали членом церковного совета и направили ходатайство о награждении архитектора Высочайшей наградой за общеполезную деятельность и особые труды. Несмотря на то, что «французский подданный Август Августович Шодэ в политическом отношении признан лицом благонадежным», Министерство иностранных дел посчитало, что ему полагается лишь «медаль в порядке постепенности», информации о получении которой не сохранилось.
Печальная судьба беженца постигла Шодэ после революции. Он уехал в Самару, оставив семью, после чего попал в Омск, где заболел брюшным тифом и вскоре умер. Незадолго до смерти он сетовал на то, что «зря поверил всем Сачковым и Петровым, оставив свою семью и любимую работу». Какие именно события стали причиной сожалений умирающего архитектора, так и осталось тайной.
Образ нового Симбирска
Первым зданием, построенным по проекту Августа Шодэ в Симбирске, стало здание дворянского пансиона – приюта на улице Стрелецкой (1901-1903гг.). Открытие аналогичных пансионов в других городах страны было связано с необходимостью получения детьми дворян образования в закрытых заведениях.
«Архитектура здания представляет симметричный главный фасад с центральным ризалитом и пять арочных окон на втором этаже, завершенным ступенчатым аттиком на крыше…Внутренняя планировка имеет коридорную систему посредине здания и классные комнаты с кабинетами по обе стороны коридора» (по материалам книги Б.В. Аржанцева «Архитектурно – исторические образы Симбирска», - Ульяновск 2004, с. 106).
Через 10 лет пансион-приют был преобразован во вторую мужскую гимназию. После Октябрьской революции там располагались различные советские учреждения: третья школа, Политехнические курсы, библиотека, а затем – Педагогический институт имени И.Н. Ульянова. В настоящее время здесь находится факультет иностранных языков Ульяновского Государственного Педагогического Университета.
Чуть позже, в 1910-х годах, Шодэ создал проект двухэтажного каменного здания государственного банка на Гончарова, 10. Оно выделяется среди общей застройки не только своей декоративностью, но и своеобразным стилевым решением.
Август Шодэ Фото: АиФ / Александра Морозова
Август Шодэ Фото: АиФ / Александра Морозова
Август Шодэ Фото: АиФ / Александра Морозова
Август Шодэ Фото: АиФ / Александра Морозова
«Операционный зал был расположен во дворе на втором этаже и освещен с двух сторон через 12-ть арочных окон. К залу со стороны улицы примыкает двухэтажный объем с конторскими помещениями и я изящным главным фасадом, оформленным применительно к стилю французского ренессанса, сочетающегося с элементами стиля Людовика XVI» (по материалам книги Б.В. Аржанцева «Архитектурно – исторические образы Симбирска», - Ульяновск 2004, с. 107).
В 2000-м году была завершена реставрация и реконструкция здания, в результате которых появилась новая трехэтажная пристройка в дворовой части. На данный момент здесь располагается Театр кукол.
Архитектурный поклон Гончарову
Наиболее известными являются работы Августа Шодэ, связанные с личностью И.А. Гончарова. В 1912-м году в Симбирске решался вопрос о сооружении двух памятников, посвященных 100-летнему юбилею писателя: Дома - памятника и беседки, воздвигнутой на средства небезызвестной Катерины Перси-Френч в районе событий, описанных Гончаровым в романе «Обрыв».
Начнем с последнего:
«Беседка – ротонда была выполнена в дорическом ордере с соблюдением всех пропорций и правил из специального фигурного кирпича, оштукатурена и побелена. Восемь колонн поддерживали купол с карнизом и зубчатым антаблементом. Под куполом в центре площадки установили четырёхгранный обелиск с двумя бронзовыми мемориальными досками. Одна представляла собой барельефный портрет И.А. Гончарова работы Цейдлера. На второй доске была сделана надпись: «Памяти И.А. Гончарова. 1812-1891. Сооружен в день столетия в 1912 году» (по материалам книги С.С Касаткиной и О.А. Свешниковой «Август Шодэ. Мастера архитектуры Симбирска», - Ульяновск 2009, с. 61, 64).
Изначально беседка находилась в селе Винновка, в имении Киндяковых. После его разграбления в 1917-м она чудесным образом уцелела, но лишь до 60-х годов пока властям не пришла в голову идея о переносе памятника на вершину холма в парке «Винновская роща». В результате громкое и обнадеживающее слово «перенос» стало фатальным, поскольку до места донесли только две мемориальных доски (остальное не уцелело). Лишь в 2008 году было принято решение о реконструкции беседки – памятника, торжественное открытие которого состоялось уже в 2009-м. По мнению некоторых краеведов, новый вариант беседки во многом уступает изначальному, несмотря на более удачное расположение.
Август Шодэ Фото: АиФ / Александра Морозова
Август Шодэ Фото: АиФ / Александра Морозова
Август Шодэ Фото: АиФ / Александра Морозова
Исследователи отмечают, что беседка в Киндяковке и сооруженная несколько позже беседка на доме Гончарова выполнены в едином стиле, что позволяет предположить задуманную архитектором мысль о воплощении идеи обрыва с беседкой в доме-памятнике.
Символ города в стиле «Ренессанс»
Работы над созданием дома-памятника начались в 1910-м году с деятельности Симбирской Ученой Архивной Комиссии. Сбор средств, выбор места и проведение конкурсов на лучший проект заняли несколько лет. В результате «на суд» были представлены несколько проектов под названиями: «Акротер», «Два Витязя», «Бог помощь», «Венок», «Орел», «Обрыв» и «Синий квадрат», ни один из которых не был признан достойным воплощения. Решение выносили два местных архитектора, которые не участвовали в конкурсе. Это были уже известные нам Фёдор Ливчак и Август Шодэ. После недолгих размышлений было принято решение поручить создание проекта Шодэ, которого обязали «…в месячный срок представить проекты фасадов и планов Гончаровского дома с желательным приближением к фасадам и планам Радищевского музея». Для ознакомления с самим музее Августа Августовича командировали в Саратов, вернувшись из которого, архитектор предоставил на рассмотрение комиссии долгожданный проект. Его приняли, посчитав соответствующим поставленным задачам.
Август Шодэ Фото: АиФ / Александра Морозова
Август Шодэ Фото: АиФ / Александра Морозова
Август Шодэ Фото: АиФ / Александра Морозова
Август Шодэ Фото: АиФ / Александра Морозова
Август Шодэ Фото: АиФ / Вадим Ластун
«Двухэтажное каменное здание занимает угловое место в Николаевском саду и выходит фасадом на венец, другим к дому дворянства. Исполнено оно в стиле «Ренессанс». Соединяющий оба фасада угол здания образует круглую башню, красиво заканчивающуюся вверху и доминирующую над всею застройкой. В нише фасада, обращенного к Венцу, помещен бюст И.А. Гончарова – необходимая эмблема дома – памятника» (из отчета комиссии за 1913 год, по материалам книги Б.В. Аржанцева «Архитектурно – исторические образы Симбирска», - Ульяновск 2004, с. 114).
Интересен тот факт, что заведующим постройкой стал известный просветитель чувашского народа Иван Яковлев, который уделял много внимания строительству Дома – памятника с самого начала и до окончания специальных работ.
К большому сожалению, реализация проекта Шодэ была осуществлена не полностью. Из-за революции и отсутствия средств решили отказаться от большинства скульптурных композиций, запланированных для размещения на фасаде. На каждом ярусе должны были быть расположены скульптуры: на верхнем – богиня просвещения Минерва, на среднем – бюст Гончарова на фоне триумфальной арки, а на нижнем – скульптура женщины и мужчины, расположенные в вертикальных нишах и разделенных главным входом в здание (предположительно, они могли соответствовать главным героям романа «Обрыв»).
В итоге, незаконченное еще здание было приспособлено под лазарет, а позже там расположились Краеведческий и Художественный музеи. По мнению покойного ульяновского краеведа Бориса Аржанцева:
«Главным законом жизни, формирующим высокие личностные качества человека, становится не закон накопления энергии, по примеру И.И. Обломова, и не закон экономии энергии, как у ряда других персонажей романов И.А. Гончарова, а закон разумного расходования активной творческой энергии, что доказано историей Дома – памятника И.А. Гончарову» (из книги Б.В. Аржанцева «Архитектурно – исторические образы Симбирска», - Ульяновск 2004, с. 118).