«Живое дерево» Морозова: дореволюционная жизнь в миниатюре

Сергей Юрьев / АиФ

В музее театра экспонируется уникальное произведение симбирского мастера-кукольника Алексея Морозова «Живое дерево».

   
   

Ульяновскому областному театру кукол имени Валентины Леонтьевой, основанному 1 апреля 1944 года,  исполнилось 70 лет. За эти годы здесь было поставлено несколько сотен спектаклей для детей и взрослых, которым рукоплескали зрители России.

В  репертуаре театра  более тридцати самых разнообразных спектаклей, и, хотя актёры и режиссёры не чужды эксперимента, основу составляет классическая драматургия – начиная с произведений Александра Пушкина и Сергея Аксакова, заканчивая  трудами Самуила Маршака и Корнея Чуковского.

Для тех, кто приходит в театр, сказка начинается раньше, чем звучит третий звонок и наступает время занять места в зрительном зале. 

Пряха, нянька, кузнец и плотник

Ещё в 1991 году при театре был создан музей, в экспозициях которого представлена его  история. Здесь хранятся сценографические эскизы и макеты, афиши спектаклей разных лет. Но самыми привлекательными  экспонатами являются «живые»  куклы. Они  работают и отдыхают, грустят и веселятся. И трудно представить, что им уже более ста лет…

Уникальная коллекция деревянных механических кукол была сделана в начале XX века крестьянином Алексеем Морозовым.  Это был большой квадратный стол размером 1,5 Х 1,5 метра,  на котором размещалось около 10 досок с механическими куклами, выполняющими разные хозяйственные работы.  Под столом был устроен механизм. С помощью заводной ручки все куклы одновременно приводились в движение.

На первой доске стояла крохотная молотилка с приводом, в которой было впряжено четыре лошади. На площадке привода стоял мужчина-гонщик, размахивая кнутом. У соломотряса две куклы-женщины откидывали солому. Рядом стояла веялка, которую вертел кукла-мужчина, рядом женщина насыпала зерно, а девушка отбрасывала отходы. На других досках работали кузнецы с молотками, женщины с мужчинами косили хлеб литовками; были прачки, стирающие белье, девочка, качающая ребенка в люльке, и плотники, сроившие дома, женщины за самопряхой, за примитивным ткацким станком и т.д. Алексей Морозов создал  живое повествование о трудовом дне дореволюционной крестьянской жизни.

   
   

История из сундука

Удивительна даже история о том, как эта коллекция появилась в театре. В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века главным режиссёром здесь был лауреат Государственной премии СССР Владимир Никитин. А его отец в то время служил в  драматическом театре, где работал водителем сын забытого к тому времени мастера-кукольника. И как-то  в случайном разговоре младший Морозов  поведал о том, что у него, в стареньком домике на  Робеспьера стоят  сундуки с разобранными на детали отцовскими куклами. Никитин-старший тут же позвонил Никитину-младшему, и посмотреть на удивительную находку отправилась целая делегация из театра кукол.

Когда открыли сундуки, удивлению и восхищению просто не было предела. Вся коллекция была в идеальном состоянии! Правда, долго никто не мог решиться на то, чтобы собрать тончайшие механизмы. К счастью, тогда в театре работал старый мастер-кукольник Вячеслав Рыбалко, фронтовик, продолжавший и через четверть века после окончания войны ходить в шинели…  Не сразу,  но методом проб и ошибок, он  смонтировал всю коллекцию.

Механик-самородок за чаем

До сих пор не представляется возможным установить точную дату изготовления кукол. В разных источниках встречаются разные сведения – от 1905 до 1912 года. Однако методист по музейно-образовательной работе  театра кукол Ирина МАЙСАКОВА полагает, что верны могут быть обе даты, поскольку такой труд наверняка требовал многолетней работы, а возможно, - и всей жизни. 

Всего в коллекции – 62 куклы. В одном механическом блоке – 49, в другом – 13. Композиционно они составлены в соответствии  с авторским замыслом. Это полноценная картина жизни и быта его современников, Сам Алексей Морозов объездил всю центральную часть России – от Урала до Астрахани. С ранней весны до поздней осени он ездил по стране с гастролями, и его «живые» куклы были «гвоздём» развлекательной программы любой ярмарки. Свой театр, который он называл «Ожившее дерево», мастер возил на единственном доступном ему транспорте – телеге.  И другие «ярмарочные затейники»  знали: если приезжает Морозов, то им там делать нечего, потому что и стар, и млад будет толпиться исключительно возле его «балаганчика».

Фигуры кукол и механизм, приводящий в движение  конструкцию – все эти колёсики, валы, шестерёнки - выполнены из дерева. И каждый, кто видит это чудо,   поражается филигранной работе мастера. Даже костюмы выполнены из оригинальных тканей, тех самых, из которых шилась одежда реальных людей того времени. А недавно, сотрудники театра обнаружили, что даже причёски сделаны из натуральных волос!

Алексей Антонович был не просто гениальным механиком-самородком, но и талантливым художником-реалистом. Есть свидетельства, что в композиции, где семья пьёт чай, он изобразил самого себя и своих близких.

Минута Славы

Была у мастера и своя «минута славы». В 1923 году, когда в Москве заработала   Выставка достижений народного хозяйства, организаторы пригласили Морозова с его театром на  открытие , а потом ему были вручены диплом и медаль ВДНХ.

Вернувшись с гастролей, долгими зимними вечерами мастер пополнял свою коллекцию теми образами, что запомнились ему в поездках по стране.

Вторая коллекция, где собрано тринадцать фигур, также собрана из заготовок, которые делал сам мастер. И занимался этим весь остаток своей жизни  младший сын Алексея Антоновича  Фёдор, который вернулся с фронтов Великой Отечественной, потеряв обе ноги.

Неизвестна точно и дата смерти мастера. По одним данным, это 1934 год, по другим, он умер во время Великой Отечественной войны. А его «живые куклы»  радуют и удивляют до сих пор и взрослых, и детей.