Анатолий Иванович Устюжанинов сыграл у Бондарчука роль Ленина. Актёру удалось точно воссоздать характер вождя, его речь с картавинкой, движения. По жизни Устюжанинова называли актёром одной роли, возможно, ему не довелось раскрыться в других образах, только потому, что редкий режиссёр осмелился бы ему предложить иное. Но Устюжанинов запомнился и в роли Кошкина в многосерийном телевизионном фильме «Вечный зов».
20 января Анатолию Устюжанинову – актёру и журналисту – исполнилось бы 80 лет.
Он общался со многими известными Личностями: поэтами Расулом Гамзатовым и Евгением Евтушенко, артистами Леонидом Утёсовым и Николаем Крючковым, композитором Григорием Пономаренко, президентом Республики Татарстан Шаймиевым.
В Эфиопии выступал перед российскими специалистами, работниками посольства, журналистами, врачами с концертной программой. В Италии ему меняли цвет глаз на «ленинские», в Дании он играл в спектакле, его слушали в Болгарии, Германии, Румынии, Чехословакии, Нидерландах, Финляндии. Более пяти с половиной тысяч встреч со зрителями, слушателями состоялось у него в нашем городе, в области и по всей стране, - вспоминала его хорошая знакомая Наталья НОВИЦКАЯ.
- С Анатолием Ивановичем мы познакомились сразу после его приезда в Ульяновск, - вспоминал Валерий ПЕРФИЛОВ, заместитель директора Мемориального центра имени В.И. Ленина по научной работе. - Мне запомнились профессионализм, ответственное отношение к профессии. Его Ленин был не просто заученной ролью, а продуманным, основанным на подлинных материалах, образом. Устюжанинов фактически одним из первых начал работать в жанре сценической публицистики. И очень важно, что он остался предан своему делу и идеалам до конца.
Умер Анатолий Устюжанинов 23 сентября 2008 года.
Самый человечный человек
В распоряжении «АиФ в Ульяновске» оказалось одно из последних прижизненных интервью народного артиста России Анатолия Устюжанинова.
Его называли человеком одной роли. В этом интервью он впервые рассказал, как «доставалось» от него режиссеру фильма «Красные колокола» Сергею Бондарчуку
В Ульяновске артист сыграл Ульянова-Ленина разных возрастов – от 17-летнего гимназиста до председателя Совнаркома. Отсюда началась его мировая слава и путь на большой экран. Здесь родились легенды о нем.
Одна из них касалась его голоса, как наиболее похожего на голос самого вождя мирового пролетариата. Что абсолютно верно. Это подтверждали и те, кто некогда слышал Ленина живьем, и специалисты, сравнивавшие записи оригинала и «копии». Это же, кстати, утверждала и внучатая племянница Владимира Ильича – Ольга Дмитриевна, снимавшаяся вместе с Устюжаниновым в документальном фильме «В Ульяновск к Ленину».
Другая легенда свидетельствовала о том, что на любой вопрос, касающийся современности, Анатолий Иванович отвечал ленинской фразой. Кстати, именно эта легенда в 1980 году «помогла» ему безо всяких проб пройти на роль Ленина в фильме «Красные колокола» Сергея Бондарчука.
Есть еще и третья легенда: Устюжанинов был и остается единственным актером, который прочитал и досконально изучил все 55 томов сочинений Ленина. В его памяти было 12 часов живой ленинской речи! В творческом багаже – десятки моноспектаклей о Ленине. С ними Устюжанинов объезжал мир!
В последние годы своей жизни Анатолий Иванович сильно болел: сердце актера не выдержало гонений на кумира. Актёр перенес четыре операции. На операционном столе его настигла клиническая смерть.
Святой Петр отправил обратно
Во время последней операции произошла вещь, которая, казалось бы, могла заставить Анатолия Ивановича переменить свои взгляды на религию. Ан нет.
- Я – атеист. Как и Ленин. Правда, я – некрещеный. А он – и крещеный, и до 15 лет с крестиком бегал. Но, послушайте, что я видел. Это невероятно, но я видел святого Петра. Шла четвертая операция. И я умер. Я прямо почувствовал, что я умер и улетаю на небо. Лечу, как в тоннеле, на свет. Вылетаю на открытое пространство. Ярко, тепло, радостно на душе. Подлетаю к очень красивым воротам в виде арки, украшенной зеленью. Там стоит святой Петр. Я почему-то знал, что это – он. Я направляюсь в ворота. А Святой Петр делает предупреждающий жест руками – мол, нельзя. «Почему? – спрашиваю. – Что я, недостоин?» «Нет, тебе еще рано», - отвечает он и подталкивает меня обратно, вниз. Я улетаю и… просыпаюсь на операционном столе. Вот такие дела.
- Так вы поверили после этого в Бога?
- Нет. Так, наверное, и умру атеистом.
Мечта о театре
- Впервые Ленина я сыграл только в 27 лет. Мечтая стать артистом, поступал в Кировский театр юного зрителя. Читаю Пушкина - «Желание славы». Читаю Твардовского – отрывок из поэмы «Ленин и печник». Предполагаю, что после этого начнутся этюды. Однако того, что я прочитал, оказалось достаточно. Главный режиссер театра Павел Николаевич Доусон принял меня сходу. Дело-то в чем... У Твардовского есть прямая речь: «Хорошо ругаться можешь, - Ленин говорит. - Хорошо работать можешь. Очень хорошо, старик». (Анатолий Иванович произносит реплику характерным ленинским говорком и сам улыбается. - Ред..). И режиссер слышит - похожий голос. У меня действительно потом оказался самый похожий голос в стране! Мне многие об этом говорили. Музейщики вообще принимали мои записи за подлинные речи Ленина!.. А тогда мне было всего 23 года.
Начало пути
В сентябре 1972 года актер приехал с гастролями из Красноярска в Ульяновск. Тогдашний первый секретарь обкома партии Владимир Сверкалов предложил ему переехать на родину Ленина. Жена согласилась на переезд без колебаний. Устюжанинов работал в областной филармонии и в драматическом театре, продолжая досконально изучать труды своего кумира (на это у него ушло 12 лет!).
«Английский у Рида – так себе»
В одном из интервью на вопрос, как он нашел Устюжанинова (за «право» играть вождя бились несколько «мэтров» отечественного кино, а взяли провинциала!), Сергей Бондарчук ответил: «Увидел фото и сразу решил – это он». Фото было крохотным и иллюстрировало колонку, набранную мелким шрифтом в журнале «Театральная жизнь». Анатолию Ивановичу пришлось только брить лысину (своей он так и не нажил – ред.). Снимали его без грима.
- Ленин в сцене с Джоном Ридом должен был говорить на чистом английском. Я, в отличие от моего героя, языка не знал. Мне нужно было выучить 70 строчек, которые никак не хотели запоминаться. Замечательный преподаватель из МГУ Борис Исаевич Ноткин записал для меня этот текст на магнитофон на двух скоростях – медленно и в разговорном варианте. И больше не появлялся. Так я выучил. И вот что в результате. Американский переводчик Микки, посмотрев нашу с Ридом сцену, что-то сказал своим. Наша переводчица перевела: «Английский у Ленина – хорошо, а у Рида – так себе». Дело в том, что актер Франко Неро, игравший американского писателя, - был итальянец по происхождению.
Только кепка!
- Как работалось с таким маститым режиссером, спрашиваю у Устюжанинова.
- Конечно, с таким мастером сложно. Сначала я его боялся. Кто - он, и кто - я. Но вот во время съемок я почувствовал жуткую, просто смертельную усталость. Что делать? Как сказать? Прямо. Я, говорю, устал, позвольте мне отдохнуть. И Бондарчук останавливает съемки! Представляете? Потом, через какое-то время спрашивает у меня: «Можно начинать?» Я говорю: «Да». Следуют слова: «Вимание! Камера! Мотор!».
Потом были два момента, после которых, я думал, меня точно с картины снимут. Первый – эпизод, где Ленин взбирается на броневик. Бондарчук решил, что Ленин будет в шляпе-котелке, в которой он приезжает. Нет, говорю, нельзя. Броневик - это символ. Только с кепкой! А вы, говорит режиссер, шляпу за спину спрячьте. Но я настоял на своем. И он согласился.
«Уволил» сценариста
Оказавшись по воле судеб в столь серьезном проекте, Устюжанинов оказал немалую услугу Бондарчуку.
- У Бондарчука был соавтор - сценарист Ежов. Однажды он приносит сцену – монолог Ленина. Я его прочитал, прихожу и говорю Бондарчуку: «Передайте его Керенскому, будет точно». Почему, спрашивает режиссер. Отвечаю: «Я - то, я - это, я - такой». Сплошное яканье. Ленин никогда так не говорил! Он был скромным человеком. Взять речь на третьем съезде комсомола. Ведь он мог бы сказать: «Я с золотой медалью гимназию закончил». Ничего близкого там нет! И Ежова убрали. У Бондарчука появился другой соавтор, итальянский сценарист, очень известный. Он ко мне прислушивался. Снимается сцена в Таврическом дворце. Я Бондарчуку предложил включить ленинскую фразу: «Капиталисты не могут отказаться от своих интересов, как человек не может сам себя поднять за волосы». Типичная фраза Ленина. При мне сценаристу передали. Он прочитал. Внес тотчас же. Прошло. Потом я полностью переписал всю сцену в Таврическом. Слова Ленина, реплики из зала слева, справа, председателя. Бондарчук со всем согласился. Потом, когда вся группа смотрела отснятый материал этой сцены, оператор-постановщик Вадим Юсов сказал мне: «Вы превзошли всех предшествующих и самого себя». Для меня это было очень важно – признание такого мастера... Многие актеры играли Ленина. Но, по воспоминания Крупской, например, великий Щукин был недостаточно сдержан... И – все равно, я к нему отношусь с величайшим уважением. Знаете, пока шли съемки фильма, я дважды на его могилу на Новодевичьем кладбище ездил, сидел там подолгу.
«Так вы еще и за режиссера?»
- Еще один момент... Снимается эпизод со Свердловым. И я не чувствую подачи от партнера. Я ему начинаю советовать, как и что надо делать. И тут слышу реплику Бондарчука: «Мало того, что сценарий переписываете, так еще тут и режиссером работаете?! Так, я пошел домой». Развернулся и направился к выходу. Потом, конечно, вернулся. Это шутка такая была. Но я поначалу сильно испугался... Да, еще один эпизод вспомнил. Сцену приезда Ленина в Россию снимали на каком-то режимном предприятии. Я-то знаю, что он в пятом вагоне прибыл. А на нашем – цифра 2 стоит. И оператор говорит - нумерация в кадр попадает. Другого вагона нет. Я по своим каналам дозвонился до Кирова, где играл в спектакле «Защитник Ульянов». И они нам помогли.
Бондарчук пригласил Павла Кадочникова посмотреть материал. И тот после просмотра заявил: «До сих пор я считал, что Щукин в Ленине - это все. А тут смотрю: океан людей, взбудораженный революцией, и их ведет (я вижу - ведет!) Ленин. Теперь для меня Устюжанинов в Ленине - это все».
По мнению Анатолия Ивановича, именно съемки в фильме «Красные колокола» поставили крест на его актерской карьере в кино.
- Все остальные актеры – как положено, загримированы. А меня, единственного, снимали вообще без грима. Так решил Бондарчук. Наверное, это и сыграло свою роль в том, что больше меня не приглашали... А может, ревность актерская. Как это, провинциалу такую роль доверили!..
Другой Ленин
Когда история нашей страны сделала крутой поворот, резко изменилось и отношение к Ленину. Появилась серия публикаций и книг, представлявших его как заштатного злодея. Устюжанинов считает, что это было пропагандистской уловкой и, мягко говоря, неправдой. Но - что было, то было. Спрос на его программы и «его» Ленина резко упал. Спектакли не ставились. А зарабатывать на своем сходстве с великим человеком, как это делали иные ленинские двойники, Устюжанинов считал для себя делом постыдным. Да и «двойников» появилось к этому времени великое множество
Он сел за письменный стол. Издавал книги, правда, на свои деньги. В них писал, в основном, о своем пути к Ленину, идти которым в новой России уже мало кто хотел. На страницах книг есть и его личные стихи - о доброте, любви, о вечных ценностях.
За три года до кончины Устюжанинову пообещали переиздать его сочинения. Он обрадовался. Но – рано.
- Тиражи-то маленькие были. Думал, что книгу «Ленин. Время. Мы» по-другому назову - «Как предавали Ленина». И это будет актуальным. Ленин сказал однажды: «Чтобы понять, что с нами происходит, надо посмотреть, как мы шли».
О Расуле Гамзатове
История, рассказанная самим Анатолием Устюжаниновым
- Дагестан — страна поэтов! Мы едем праздновать 150-летие Гамзата Цадасы, поэта, отца Расула Гамзатова. В приветственном слове Гамзатов читает:
К дальним звездам
в небесную роздымь
Улетали ракеты не раз.
Люди, люди — высокие звезды,
Долететь бы мне только до вас.
Какая духовная высота и мощь в этих строчках!
— Расул, почему ты такой скучный?
— Я не скучный, я тэрэзвий. Как принимать гостей без вина?! Все равно, что вино есть без соли.
В стране шла борьба с алкоголизмом. Но однажды, на пути из Дербента, Гамзатов завез нас к себе на дачу, на берег Каспия. Но не шумом волн, не возможностью неограниченно «солить яйца» отборной солью запомнилось мне это посещение. В тот вечер Расул Гамзатов сказал мне: «Я вас лублу».
И хотя мы расставались с ним около полуночи, каждое утро он задавал мне неизменный вопрос: «Кхак жизнь?». Если бы вы могли услышать интонацию этого вопроса! Взрывчатое «к» и совершенно жесткое «ж». Я люблю задавать этот вопрос с этой интонацией своим знакомым.
Моя внучка Настенька читает авторскую надпись в «Книге любви» Расула Гамзатова:
— «Замечательному и значительному человеку моей Родины»
— Что он, тоже вятский, что ли?
— Нет, Настенька, он имеет в виду огромную дружную страну, которая называлась 'Советский Союз’.
Смотрите также:
- «Букин мне очень помог!».Актёр Виктор Логинов о своём герое, семье и работе спасателем →
- Актёр Анатолий Устюжанинов был истинным «защитником вождя» →
- Доброе кино: их фильмы смотрят и взрослые, и дети →