В музее «Конспиративная квартира симбирской группы РСДРП» открылась выставка «Площадь Победы». И где тут связь, спросите вы: симбирские большевики и 47-метровая стела со звездой? На этот и другие вопросы ul.aif.ru заведующий музеем Станислав Игнатов.
Именно в этом году, когда страна отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, исполняется 50 лет с того дня, как в Ульяновске появился знаковый объект, ставший одним из символов города, – площадь 30-летия Победы с 47-метровой стелой, увенчанной звездой. Площадь стала центром целого мемориального комплекса, посвящённого памяти воинов, павших в Великую Отечественную и в вооружённых конфликтах прошлого и текущего веков.
От идеи до воплощения – четыре месяца
Сергей Юрьев, ul.aif.ru: Станислав, как возникла идея создания выставки именно в вашем музее, в чём суть, смысл и необходимость такой экспозиции?

– В идеале подготовка любой выставки – это не просто работа, а научное исследование. Удалось ли сделать какие-либо открытия?
– Едва ли это можно назвать открытиями в полном смысле этого слова, но для себя я открыл много нового. Думаю, что и посетители выставки узнают много такого, о чём раньше, возможно, не задумывались. Например, я увидел лица тех скульпторов и архитекторов, которые проделали эту грандиозную работу. Естественно, пришлось изучить фонды краеведческого музея, Государственного архива, а материалов, связанных с данной темой, оказалось значительно больше, чем я мог ожидать. Это тоже стало для меня открытием.
– Что удивило больше всего?
– Удивила стремительность происходившего! От возникновения идеи и принятия решения до его воплощения прошло всего четыре месяца. Мне это казалось совершенно нереальным: 31 января 1975 года вышло распоряжение Совета министров РСФСР за подписью председателя Михаила Соломенцева. Оно предписывало принять предложение Ульяновского облисполкома о сооружении в Ульяновске памятника воинам, погибшим в Великую Отечественную войну 1941–1945 годов, а к 9 Мая площадь со стелой уже была воплощена в камне. Это было молниеносное решение и удивительное воплощение. Было выбрано место, подготовлена площадка, создан и утверждён проект… Правда, первый вариант стелы несколько не соответствовал замыслу. На тот момент в распоряжении строителей не было крана, способного поднять груз на высоту в сорок семь метров, поэтому изначально стела была несколько ниже, чем планировалось.
Волевое решение Анатолия Скочилова
– Как следует из материалов выставки, предлагались и другие идеи, другие проекты…
– Да, варианты были. Один из них предлагал ульяновский скульптор Григорий Васильевич Васильев, участник Великой Отечественной войны… Он представил скульптуру «Родина-мать», изваяние женщины, поднимающей над головой ребёнка… Были и другие предложения – например, фигура солдата в каске. Но место для монумента выбрал лично первый секретарь Ульяновского обкома КПСС Анатолий Андрианович Скочилов, и он же настоял на том, чтобы возвели именно стелу. И наши архитекторы Николай Медведев, Серафим Титов, Сергей Горбунов и скульптор Рафик Айрапетян воплотили его замысел.
– Насколько полно у вас отражена история создания монумента?
– Насколько это вообще возможно. Но не все материалы оказались доступны. Например, известно, что в основание монумента закладывались капсулы с землёй городов-героев, но фотографий, свидетельствующих об этом, найти не удалось. Так что, пользуясь случаем, хотел бы обратиться к жителям города и области: если у кого-то в семейных архивах сохранились фотографии тех времён, связанные с историей этого строительства, мы были бы благодарны, если бы ульяновцы поделились ими с нашим музеем.
Память о войне – тема навсегда
– Казалось бы, музей называется «Конспиративная квартира симбирской группы РСДРП», и эта тематика несколько в стороне от истории Великой Отечественной войны. Однако музей стал тем центром, вокруг которого формируется целый комплекс памятников, связанных с историей войн и вооружённых конфликтов, которые нашей стране пришлось пережить в прошлом и нынешнем веках. И даже часть весьма скромных площадей самого музея посвящена этой теме – в том числе уже и СВО. Можно ли «объять необъятное»?..
– Когда отмечалось 100-летие Ленина, серьёзной перестройке подверглись улицы Гончарова и Минаева. Все дома, стоявшие на косогоре, были снесены, и сохранилось лишь одно здание – как памятник истории, это конспиративная квартира симбирских большевиков. Но и этот дом пришлось перенести, поскольку он когда-то занимал часть стройплощадки будущей площади 30-летия Победы. И 29 мая 1974 года здесь был открыт наш музей. После распада Советского Союза тема революционеров-большевиков была задвинута на второй план. История становления партии – от РСДРП до КПСС – в 90-е годы прошлого века уже мало кого интересовала. А 24 июня 1995 года усилиями родственников погибших «афганцев» здесь был установлен памятник воинам, погибшим в Афганистане. И после этого в музей начали приходить вдовы и матери погибших ребят, начали приносить личные вещи солдат… Где ещё это можно сохранить? Другого музея-то нет... К 2005 году экспонатов накопилось столько, что открыли выставку, посвящённую локальным конфликтам в Афганистане и на Северном Кавказе. А сейчас ещё и СВО… А поскольку мы ближайшее учреждение культуры, находящееся рядом с Вечным огнём, на День Победы у нас бывает очень много посетителей.
– Но вернёмся к теме, с которой начинали. Что нового вы узнали о личностях авторов обелиска, который называют чаще всего обелиском Славы, стелой Вечной памяти?
– Вот, например, архитектор Николай Николаевич Медведев был ещё и замечательным художником. Смотришь на его акварели, и настроение поднимается – столько в них света и жизнелюбия. Творческой работой занимались творческие личности. Иначе и быть не могло. Автор одного из непринятых проектов Григорий Васильев тоже был прекрасным художником – сохранились его фронтовые рисунки. Его автопортрет времён Великой Отечественной был бы на нашей выставке, но он сегодня представлен в краеведческом музее – там открыта экспозиция «Сыны Отечества»…
– Да, создание такого знакового объекта едва ли могли доверить людям, не наделённым многими талантами…
– Более того, город с появлением этой площади преобразился. Без обелиска его сейчас просто невозможно представить. На выставке есть фотографии, сделанные до возведения стелы. Новые дома. По тем временам – высотки… А в конце – лишь вид на Волгу – с баржами и теплоходами, а на месте будущего обелиска – муляж ордена Ленина. И «Родину-мать», которую задумал Григорий Васильев, сейчас невозможно представить на этом месте… Но стоит заметить, что изначальный замысел и сейчас до конца не воплощён. Должно было быть две скульптурные композиции – по сторонам стелы, а установлена лишь одна, да и та – десятью годами позже, к 40-летию Победы. Но такая асимметрия делает ульяновский обелиск уникальным. Мало того, ни в одном из городов бывшего СССР нет стелы такой высоты.