Первый гончарововед Симбирска. К 160-летню со дня рождения М. Суперанского

160 лет назад, 13 (1) ноября 1864 года, в семье священника с. Ладва Олонецкого уезда и губернии Фёдора Суперанского родился сын, при крещении наречённый Михаилом.

   
   

Отрок учился на казённом содержании сначала в Олонецкой  духовной семинарии, затем в Петербургской духовной академии на словесном отделении, которое окончил в 1889 году со степенью кандидата.

«В академии больше всего занимался историей русской литературы, - заметит он в автобиографии, - но много также читал по политической экономии и социологии, под влиянием так называемой «русской социалистической школы». В столице познакомился и был очарован студенткой Бестужевских высших женских курсов Александрой Садовниковой.

Бухгалтер и краевед

Священнический сан Суперанского не прельщал, а вакансий по духовно-учебной службе не оказалось. Он занимался историей, социологией и литературоведением; подрабатывал как внештатный сотрудник газет и журналов. Поиски постоянной работы завершились весной 1892 года, когда получит место бухгалтера в Симбирском отделении Крестьянского поземельного банка. Первой в Симбирск приехала Александра Григорьевна, а Михаил Фёдорович последовал вслед за любимой девушкой. 20 января 1893-го в Никольской церкви 29-летний Суперанский обвенчался с 21-летней домашней учительницей Садовниковой.

Несколькими днями раньше в городе открылась бесплатная библиотека-читальня имени И. А. Гончарова. Этому способствовал банковский служащий Суперанский, который составил устав библиотеки-читальни и три года безвозмездно был там секретарём. Поборник просвещения обобщил опыт работы Гончаровской библиотеки и в 1894 году издал брошюру «Как открывать и устраивать народные библиотеки и читальни». В журнале «Городской и сельский учитель» поместил рецензию на книгу швейцарского профессора-философа К. Гилети «Счастье», призывавшего «к труду на пользу ближних».

В 1895 году только что созданная Симбирская губернская учёная архивная комиссия изберёт Михаила Фёдоровича своим действительным членом. С той поры историческое и литературное краеведение стало неотъемлемой частью его внеслужебных занятий. В 1897-м на заседании СГУАК он выступил с обстоятельным докладом «К вопросу о разработке и описании архивов Симбирской губернии». А к 250-летию со дня основания города комиссия выпустила 5-тысячным тиражом его брошюру «Симбирск и его прошлое (1648-1898)» о важнейших событиях и достопримечательностях города, его общественной и экономической жизни.

Главное дело жизни

Вскоре Суперанские, имевшие трёх детей, купили в Симбирске небольшой, но вместительный дом на Стрелецкой улице. По их инициативе в 1902 году был организован Семейно-педагогический кружок, члены которого создали детскую библиотеку и игровые площадки, обучали детей учителей музыке, рисованию, шитью. Супруги также являлись членами Общества взаимного впомоществования учащимся и учившим, что позволило Михаилу Фёдоровичу основательно изучить школьную жизнь. В 1905-м он подготовил очерк «Быт учащихся в начальных школах Симбирской губернии», через год - монографию «Начальная народная школа в Симбирской губернии».

   
   
Здание присутственных мест, где располагалась казённая палата и служил М. Ф. Суперанский. 2-я половина XIX в. Фото: Ульяновский областной краеведческий музей

Глава семейства не чурался сверхурочного труда, по совместительству преподавал историю словесности в Мариинской женской гимназии и показал глубокое знание отечественной литературы. О его широкой эрудиции свидетельствовал напечатанный в «Историческом вестнике» очерк «Из поволжской старины». В главе, посвящённой литературной жизни Симбирска, рассказал о Н. М. Карамзине,  И. И. и М. А. Дмитриевых, Н. М. Языкове, И. А. Гончарове, Д. И. и Д. Д. Минаевых. При этом отметил, что родной город Гончарову «дал материал для художественных произведений и положил начало развитию его духовных сил».

Когда Суперанские  обосновались в Симбирске, ещё были живы знавшие писателя люди, которых Михаил Фёдорович попросил написать подробные воспоминания о нём. Посетил места, где бывал Иван Александрович, и приобрёл некоторые его вещи. Отпуск проводил в московских и петербургских архивах, встречался с тамошними литературоведами и юристом-академиком А. Ф. Кони - близким другом Гончарова, публиковал в журналах материалы о своих находках. В 1907 году в  «Вестнике Европы» представил читателям «Летописец», который вели несколько поколений Гончаровых.

 

Дом, в котором родился Гончаров. Фото: Ульяновский областной краеведческий музей

Бывший дом Гончаровых во время перестройки 1898-1900 гг. Фото: Ульяновский областной краеведческий музей

Бывший дом Гончаровых, перестроенный в 1898-1900гг Фото: ОГАУК "Ленинский мемориал"

В 1910 году в «Новом времени» появилось обращение Суперанского «о присылке неопубликованных материалов».

«Спешу сообщить, что лет 15 назад я знал уже старушкой вдову Анну Ивановну Маркелову, которая была очень близко знакома с Гончаровым и имела около сотни писем от него, - сообщит ему из Эстляндской губернии (ныне Эстония) мировой судья С. А. Бутурлин, ранее учившийся в симбирской гимназии. - Говорить о своих отношениях к Гончарову эта милая старушка не любила, и показывать письма его категорически отказывалась. В настоящее время Анна Ивановна уже умерла, но о судьбе писем может быть известно её ближайшим родственникам…».

Трудно переоценить вклад Михаила Фёдоровича в празднование 100-летнего юбилея писателя, проходившего летом 1912 года. К тому времени он занял пост чиновника особых поручений Симбирской казённой палаты, новая служба позволяла безбедно содержать семью. 5 июня Суперанский выступил в библиотеке-читальне им. И. А. Гончарова, а 6-го - на публичном заседании СГУАК с докладом «Гончаров и Симбирск». Опубликовал в журнале «Русская школа»  обширный материал «Воспитание Гончарова», составил «Каталог выставки в память И. А. Гончарова в Симбирске 5-6 июня 1912 года», состоявшейся с его непосредственным участием. Для подписных листов по сбору средств на сооружение дома-памятника Гончарову написал краткую биографию писателя, в которой аргументировал возведение здания «на вершине Симбирской горы» и обращение «главным фасадом на любимую им Волгу…». Вместе с художником-пейзажистом П. И. Пузыревским и другими членами СГУАК предложил выкупить дом, где родился Гончаров, и перенести туда «некоторые общественные учреждения». Однако запрошенная тогдашним владельцем здания купцом А. П. Балакирщиковым сумма оказалась слишком большой.

Никольская церковь, не сохранилась. 1890-е гг. Фото: Музей-заповедник "Родина В.И.Ленина"

Последние годы

Свои разыскания касательно жизни и творчества знаменитого писателя Суперанский продолжил в Первую мировую войну. В 1915 году подготовил доклад «Один из учителей И. А. Гончарова (протоиерей Троицкий)» о содержателе заволжского пансиона, в котором обучался малолетний Ваня Гончаров. В июне 1916-го как обладатель большого опыта на налогово-финансовом поприще был переведён в столицу, переименованную с началом войны в Петроград, на должность ревизора в Департаменте окладных сборов. Несмотря на возросший объём служебной деятельности, в декабре в сборнике по истории литературы «Огни» представил «Третью автобиографию» Гончарова, его формулярный список о службе и воспоминания приемной дочери сестры писателя, рассказал о переводах его сочинений на иностранные языки и «приношениях» книг и журналов в Карамзинскую общественную библиотеку.

Октябрьскую революцию Михаил Фёдорович встретил лояльно. На исходе 1917 года опубликовал статью «Новое русское правописание», в январе 1918-го подготовил лекцию «Конституционные и революционные идеи в России XVIII века». В марте вместе с Совнаркомом переехал из ставшего прифронтовым Петрограда в Москву, где напряжённо трудился как финансист. Будучи техническим советником Центроналога Наркомфина, он читал лекции, писал пособия, разрабатывал инструкции. Его книгами экономического профиля пользовались как специалисты, так и студенты учебных заведений. Не забывая старых симбирских знакомых, в ноябре 1923-го опубликовал в «Известиях» статью «Отец чувашской культуры» о полувековой деятельности И. Я. Яковлева на ниве просвещения «крещёных и некрещёных чуваш».

Известный французский славист Андре Мазон, встречавшийся с Суперанским в 1912 году в Симбирске и в 1918-м в Москве, впоследствии назовёт его «самым понимающим, самым ясновидящим и самым справедливым критиком трудов И. А. Гончарова». Внучка Михаила Фёдоровича, профессор-филолог А. В. Суперанская запомнила рассказы матери, как дед мечтал, что «выйдя на пенсию, наконец займётся главным делом своей жизни – научной биографией Гончарова». Он умер в Москве 21 мая 1930 года, не успев завершить работу над монографией об Иване Александровиче. Спустя четыре года его вдова А. Г. Суперанская предложила Государственному литературному музею приобрести рукописи супруга, собранные им фотографии и картины, связанные с писателем.

В наши дни работу по изучению жизни и творчества одного из лучших романистов XIX века, начатую Суперанским более 100 лет назад, успешно продолжают сотрудники историко-литературного Центра И. А. Гончарова, открытого в старинном доме, где родился будущий автор замечательных романов.