В воскресенье видела из окна столб густого чёрного дыма. Что горело?
С. Богданова, ул. Октябрьская
17 октября у горожан возник повод вспомнить о былом промышленном величии города. Напомнил об этом столб густого чёрного дыма, поднявшийся над территорией бывшего радиолампового завода. Очередной пожар мгновенно стал местным интернет-мемом номер один и предметом обсуждения «парламентами», заседающими у каждого подъезда. Разбираемся, что же произошло?
Так ли всё было страшно, как выглядело?
На самом деле, несмотря на устрашающее зрелище, которое привлекло внимание многочисленных зевак, по официальной версии МЧС, ущерб от этого пожара оказался невелик: обошлось без жертв и пострадавших, а сгорели всего лишь деревянные поддоны и пластиковая тара. Но у многих граждан возник вопрос: а произошло бы такое возгорание, если бы сохранилось одно из крупнейших предприятий города, на месте которого возникло множества мелких фирм и фирмочек, мастерских, автосервисов и прочих контор?
Уже немногие помнят, что этот завод горожане называли просто - «Лампочка», и производил он уникальную продукцию - от высококачественной оптики военного и лабораторного назначения, лазерных хирургических установок, портативных радиостанций, электронных компонентов, первых персональных компьютеров до наборов стеклянной посуды.
Проблемы у «Лампочки» начались со времён горбачёвской перестройки, но катастрофа наступила только в самом начале XXI века. По странному стечению обстоятельств это совпало с приходом к власти в регионе генерал-губернатора Владимира Шаманова, во времена правления которого рейдерские атаки на предприятия Ульяновска резко усилились, и удалось с трудом отстоять даже такие мощные оборонные производства как «Искра» и «Марс». А вот «Лампочка» сдалась, хотя на тот момент появились шансы её возродить - вновь начали появляться заказы и налаживаться сотрудничество с партнёрами. Но в 2001 году завод был целенаправленно обанкрочен, поскольку интересы неких пришлых застройщиков оказались сильнее здравого смысла. Так что, завода теперь нет, на его месте расположился торговый центр, прочие помещения либо разрушены, либо розданы мелким арендаторам.
Почему так часто горим?
И вот итог: в воскресенье 17 октября около 16-00, над Засвияжьем на высоту более тридцати метров поднялся апокалиптического вида столб чёрного дыма, который одних напугал, другим дал повод для пересудов. Пламя распространилось на территорию в 2 500 квадратных метров и тушили его около трёх часов 46 сотрудников МЧС и 10 единиц техники. Сейчас эксперты разбираются в причинах возгорания, но очевидно одно: большинство мелких предприятий, особенно те, где ведётся кустарное производство, мерами противопожарной и экологической безопасности пренебрегают. Гаражи и мелкие цеховые помещения часто отапливаются отходами собственного производства, распространяя химическую вонь на всю округу. Об этом, например, не раз заявлял заместитель начальника Управления по охране окружающей среды администрации Ульяновска Кирилл Шубаров: «К сожалению, многие на самом деле не знают законодательство. Это 96-й Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». Выброс вредных веществ в атмосферный воздух влечет наложение штрафов до 280 тысяч рублей и даже приостановление деятельности на срок до 90 суток».
Наказание-то, может быть, и существенное, но, судя по всему, применяется оно нечасто. А вот подобные пожары в промзонах редкостью не являются. Например, двумя днями ранее в районе проезда Инженерный случилось возгорание шпал, которые явно кто-то там складировал… Вообще, о том, на каком уровне находится в регионе соблюдении мер пожарной безопасности, свидетельствует частота возгораний: в тот же день только на тушение горящей травы пожарные региона выезжали девять раз, а в Ульяновске в доме на улице 9 Мая на лестничной клетке сгорели сваленные там вещи. И всё это происходит, не смотря на то, что многочисленные указы и распоряжения местных властей регулярно требуют усиления мер пожарной безопасности в период пандемии. А вот кто проверяет, как эти требования выполняются – тема другой статьи.