Задымление. Почему опасные работы в ульяновском СИЗО выполняли сидельцы?

vk.com / АиФ

В результате пожара в Ульяновском СИЗО погибли четверо (трое осужденных, один подследственный), госпитализировано девять человек. Пострадали заключенные, надзиратели, пожарные.

   
   

Тюрьма в огне

Парадокс, но в последнее время  из-за колючей проволоки шли  лишь самые жизнеутверждающие сведения: дни открытых дверей с выходом на свободу, радиостудия с эфиром на зону,  открытие храмов, КВН…   Вузы делают  в колониях свои филиалы, чтобы коридоры превращались в подлинные университеты.  И вдруг – на тебе…

Информация о возгорании в помещениях следственного изолятора № 1 поступила на пульты оперативных служб 29 августа в седьмом часу вечера. Произошло сильное задымление, люди   отравились ядовитыми газами. Причину пожара позже озвучил исполняющий обязанности начальника регионального УФСИН Ульяновской области Владимир Доронин. Он сообщил, что пожар начался в специализированном карцере на первом этаже здания. В нём шёл ремонт. Стены в помещении, предназначенном для «нервных» заключенных, оклеены прорезиненным материалом, который и загорелся от короткого замыкания. В момент возникновения пожара в карцере никого не было.

- Предположительно, причиной пожара могли стать нарушения техники безопасности при проведении ремонтных работ в камере. В результате неграмотных действий возникло замыкание электропроводки с последующим возгоранием. По нашим данным, сотрудники СИЗО привлекли к проведению этих работ двух человек из числа заключённых, — сообщил РИА «Новости» старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима.

Следственными органами СКР по Ульяновской области возбуждено уголовное дело по ст. 293 ч.3 (халатность). 

Слухи, возникшие в первые часы пожара о бегстве заключенных, поджогу и бунту в следственном изоляторе,  впоследствии не подтвердились.

На месте оперативно работало 5 звеньев газодымозащитной службы, 14 «скорых».  Пожар ликвидировали 77 человек и 17 единиц техники. На место происшествия немедленно прибыли губернатор, замглавы городской администрации, уполномоченный по правам человека, блогеры и журналисты.

   
   

Вопросы без ответов

Никто не спорит, что за всё отвечает самый главный начальник. Однако хочется выяснить природу проявленной «халатности». Как, собственно, такое стало возможным?

И, кстати, законно ли обитатели СИЗО были привлечены к ремонтным работам? Статья 77 уголовно-исполнительного кодекса РФ как будто подтверждает: да, законно. В исключительных случаях осужденный может быть вместо отправки в колонию оставлен в СИЗО «для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию». Но можно ли сюда отнести ремонтные работы?

- При использовании такого опасного материала вообще нельзя было допускать к работам людей без соответствующего инструктажа, без наличия допусков в отношении здоровья. Была ли у этих заключённых квалификация, связанная с работой с токсичными веществами? А с электропроводкой? Здесь, по крайней мере, нужна специальность электрика! – делится своими соображениями адвокат Валерий Ревенко.

Наш эксперт также выразил недоумение, почему в ремонте вообще был использован горючий токсичный материал. «Было ли получено разрешение от служб МЧС и Санэпиднадзора на его использование?» – недоумевает он. Вероятно, поиском ответов на эти и другие вопросы и занимается следствие, которое на данном этапе дает крайне дозированные комментарии, не называя даже фамилии подозреваемого в халатности.

В его ходе, вероятно, выяснится, с кем был заключен подряд на работы, сколько денег было сэкономлено на привлечении дармовой рабсилы и использовании негодных материалов и на какие нужды было направлено сэкономленное. Быть может, тогда дым развеется, и наша пенитенциарная система предстанет  во всей ее неприглядности?