Деньги… в форточку, или Как ульяновцы помогают аферистам

В век электронных технологий и соцсетей жертвами аферистов всё  чаще становятся взрослые люди, пенсионеры в особенности. Только когда вы сообщаете в полицию, что вас «надул» мошенник, вспомните, как вы сами помогали злоумышленнику, пытаясь незаконным путём (например, давая отступные  или,  проще говоря,  взятку)  добиться незаконным путём свободы для своих близких.

   
   

По проверенной схеме

1 мая в дежурную часть ОМВД РФ по Ленинскому району  обратилась 81-летняя женщина, которая сообщила, что стала жертвой изощрённого жульничества. Рано утром на стационарный телефон пенсионерки поступил тревожный звонок от сына, который якобы  совершил ДТП. Затем родственник передал трубку сотрудникам  правоохранительных органов, которые проинформировали женщину о возможности урегулировать ситуацию с освобождением сына от  уголовной ответственности за денежное вознаграждение. Звонившие  предложили  выбросить подготовленные денежные средства в окно, но, узнав, что  женщина  проживает на 9 этаже, за ними приехал курьер, которому она и  передала  4 тысячи долларов США, 500 евро и 11 тысяч рублей. (Кстати, подумайте, почему эти большие  средства находились у вас дома, - Авт.)

Созвонившись через некоторое время  с сыном, пенсионерка поняла, что стала жертвой  обмана. Пострадавшая описала приметы мошенника, по которым сотрудники полиции составили ориентировку. Именно по ней подозреваемый, житель Самарской области 1984 года рождения, был задержан в районе совершения преступления сотрудниками ППС и   уголовного розыска. Была также установлена причастность мошенника  к аналогичному  преступлению, совершенному месяцем раньше, когда ещё одна пострадавшая  выбросила в форточку 10 тысяч долларов и золотые украшения, желая помочь зятю избежать наказания за якобы совершенное ДТП. Жертвами афериста   стали пожилые жительницы областного центра, которые в общей сложности лишились более 900 тысяч рублей, думая, что помогают родственникам. А требовалось не деньги в форточку выбрасывать, а  набрать телефон   попавшего в беду родственника.

33 способа отъёма «кровных»

Мошенники перестраиваются и учатся  быстрее нас,  и у них 33 (а то и больше в десятки раз) способа «выманивать деньги»  у растерявшихся граждан. 6 мая от действий кибержуликов, представившихся сотрудниками службы безопасности банков, пострадали жители Ульяновска и Ульяновского района. Один поверил, что его карте требуется защита от хакерских атак и несанкционированного списания денежных средств, и сообщил, как  думал, сотрудникам банка реквизиты своей карты, после чего с его счета списались 57 тысяч рублей. Жительница села Большие Ключищи аналогичным образом лишилась пяти тысяч рублей.13 мая 43-летней  женщине на сотовый телефон позвонил мужчина  под видом  сотрудника банка. Звонивший утверждал, что с её банковской карты в это время  неизвестные лица пытаются списать деньги. В целях предотвращения противоправных действий потерпевшая предоставила всю необходимую информацию по реквизитам своей карты. Через некоторое время с её счёта списались все имеющиеся там средства.

Кстати
За 4 месяца этого года ульяновскими полицейскими зарегистрирован 391 факт мошенничеств общеуголовной направленности, из которых 260 краж совершены с помощью мобильной связи и сети Интернет.

По итогам 2018 года, как рассказал в своём отчёте  ЗСО  начальник управления МВД РФ по УО  Андрей Мишагин, количество зарегистрированных в  области фактов мошенничества снизилось
на 16,2%, в том числе совершенных с использованием средств мобильной связи и сети Интернет – на 18,5%. Число расследованных преступлений данной категории увеличилось на 50,0%. Улучшилась раскрываемость мошенничеств на 11,2%.Полицейские – молодцы, ну а мы то что?

7 мая 28-летней жительнице рабочего поселка Ишеевка  в социальной сети пришло письмо от подруги с просьбой одолжить ей 16 тысяч рублей и реквизитами для перевода. Женщина перевела необходимые средства. Через несколько дней при встрече приятельница сообщила ей, что её аккаунт в социальных сетях взломали и никаких сообщений она не посылала. До боли знакомая ситуация, не правда ли?

11 мая новое жульничество, теперь через сайт бесплатных объявлений: женщина  нашла информацию о продаже мебели,  позвонила по указанному номеру и, обговорив заказ, договорилась о доставке. Через некоторое время ей поступил звонок от продавца, который попросил перечислить предоплату в размере 15 тысяч рублей. После перевода денежных средств «продавцы мебели» перестали отвечать на телефонные звонки.

   
   

Этот жульнический ряд можно продолжать до бесконечности.  Чтобы вы были бдительны, внимательны и не велись на уловки аферистов,  мы подготовили для вас инфографику «Как бороться с жуликами-невидимками», чтобы заработанные  «кровные» оставались при вас, а не списывались по вашему недомыслию или недогляду на счета жуликов-преступников.

  1. Телефонный звонок

Ситуация: Жулик звонит  на абонентский номер либо на стационарный телефон, представляясь родственниками или сотрудниками полиции, сообщая, что ваш близкий человек совершил ДТП, задержан за хранение наркотиков, оказал сопротивление стражам порядка и т.д. . Чтобы не привлекать виновника к ответственности, мошенники предлагают  перевести определенную сумму денежных средств на счет абонентского номера.

Ваши действия: Созвонитесь с якобы виновником происшествия  для выяснения сообщаемых  обстоятельств. Если у вас есть сомнения в отношении личности звонившего, задайте наводящие вопросы, ответы на которые знаете только вы. Спросите, в какое отделение полиции доставлен ваш родственник и обязательно проверьте эту информацию через дежурную часть райотдела.

Помните, что, передавая денежные средства должностным лицам, ваши действия, подпадают под статью 291 УК РФ дача взятки должностному лицу.

  1. СМС-сообщение (звонок сотрудников службы безопасности банков)

Ситуация: Вам сообщают о блокировании карты, о попытке несанкционированного снятия средств со счета. Для восстановления действия операций по карте мошенники под различными предлогами просят сообщить ее реквизиты, после чего со счета списываются денежные средства.

Ваши действия: Для проверки информации о блокировании карты или списании средств, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка, номер которой указан на обратной стороне карты.

Никому, даже сотрудникам  банка,  не сообщайте срок действия карты, код безопасности на обратной стороне, код из смс.

  1. Покупка/продажа товаров в сети Интернет

Ситуация: Жулики, предлагая несуществующий товар, взымают за него предоплату или полную стоимость, после чего перестают выходить на связь. Мошенники связываются с продавцом под видом потенциальных покупателей и заверяют в готовности приобрести товар и перевести предоплату.  Владелец товара дает реквизиты карты для осуществления перевода, после чего мошенник либо сообщает о неполадках и невозможности осуществить перевод и просит пройти к банковскому терминалу, где после выполнения ряда операций под его инструкцией, с карты граждан списываются средства, либо под различными предлогами выясняет реквизиты карты. 

Ваши действия: Смотри пункт 2.  Для осуществления третьими лицами вам перевода  достаточно знать номер карты.

  1. Выигрыш приза

Ситуация: Вам сообщают о выигрыше приза, и просят перевести деньги за пересылку или в  уплату налога.

Ваши действия: вспомните, принимали ли вы официально участие в каких-либо конкурсах. Если нет, не отвечайте на сообщение и удалите его.

 

 

  1. Взлом страницы в социальных сетях

Ситуация: Мошенники  присылают вам  сообщения от  имени друзей или родственников с просьбой занять денег в долг. Желая помочь, граждане перечисляют мошенникам средства на указанные в сообщении банковские реквизиты, думая, что помогают своим знакомым. Такая  схема  может быть реализована и с помощью смс – сообщения.

Ваши действия: Чтобы проверить правдивость полученной информации, удостоверьтесь  в личности связавшегося с вами человека. Позвоните ему по телефону, а не общайтесь через соцсети. Если связаться по телефону нет возможности, задайте в смс - переписке  вопрос, на который точно сможет ответить только ваш знакомый. 

Лохи есть!

Сергей ЮРЬЕВ, писатель-фантаст

Как-то одному товарищу позвонил телефонный жулик, и тот как человек искушённый сказал любителю лёгкой наживы: «Лохов нет». На что тут же получил ответ: «Есть…».

- Многие из нас не спешат обратиться за помощью в правоохранительные органы, когда попадаются на удочку опытному мошеннику. Тот, в свою очередь,  – знаток человеческих душ, умеющий не только давить или запугивать, но старающийся вызвать симпатию, жалость, сострадание. Большинство профессиональных «нищих» - те же мошенники. На самом деле, стоять на паперти, вероятно, выгоднее, чем вкалывать по восемь часов день. Собирают деньги «на операцию», «дорогостоящее лечение», «на храм»… Представители церкви постоянно заявляют, что на церковные нужды, средства за пределами храмов не собираются. Заявлять о том, что их «кинули» нередко стесняются и жертвы уличных мошенников, и «инвестиционных фондов», и «соцработников». А всё потому, что мало кто готов признать себя лохом.

В сети мошенников попадают прежде всего те, кем правят гордыня, эгоизм, нерешительность, невежество, старческий маразм, юношеская беспечность, жадность, непомерная жажда успеха, боязнь неудач, излишняя уверенность или, наоборот, неуверенность в себе, отчаяние, уязвимость, амбициозность, лень… Кто захочет признать себя обладателем такого «букета» недостатков? Так что, лохи есть, но их, вроде как нет…

За что клеймили на Руси

Наказания за кражу на Руси узаконил Ярослав Мудрый. В XI веке все было просто: украл курицу — плати штраф, украл коня — плати большой штраф. В XVII веке стало строже. Царь Алексей Михайлович издал Соборное уложение. Отныне за похищенный кочан капусты били розгами по спине. За гуся можно было лишиться носа или ушей. Если  украли корову, то били  батогами, за украденную  лошадь казнили или  вбивали  в пятку гвоздь. Петр Первый повелел всех воров клеймить. На лбу и на щеках преступника выжигали букву «В», что означало «вор». Человек с клеймом не имел права появляться в крупных городах даже после освобождения. 

Смотрите также: