В конце июня 2015 года в Димитровградский городской отдел полиции стали поступать заявления от местных жителей о фактах кражи денег с их банковских карт. Всего за две недели в межмуниципальный отдел полиции обратились семеро потерпевших.
Два претендента на один кошелёк
Три недели назад, 7 июля, полицейские из межмуниципального отдела в Димитровграде задержали одного такого умельца. Им оказался 17-летний молодой человек, первокурсник одного из местных учебных заведений.
В общей сложности он увёл денег с карточек граждан немного - всего 51 тысячу рублей; просто его быстро поймали. Через неделю – 14 июля – на этом же погорел его приятель, успевший украсть с двух карточек 13 900 рублей.
Средства с банковских карт крали, используя часть имеющихся на чеках персональных данных. Иначе говоря, легкомысленные граждане, распечатав чек, бросали его в стоящую тут же урну, либо и вовсе оставляли торчащим из картоприёмника банкомата. В этой связи эксперты советуют забирать чеки с собой или хотя бы рвать на мелкие куски. Помните, умному злоумышленнику достаточно узнать номер карты, который отпечатывается в чеке, а уже потом, используя определённый алгоритм, вычисляются остальные данные.
Ещё один модный вид мошенничества с пластиковыми картами – это скимминг. Суть: специальные устройства (скиммеры) устанавливаются мошенниками в картоприёмники банкоматов. Скиммер считывает абсолютно все данные с вашей карты (включая ПИН-код) – так, что потом ими можно «зарядить» фальшивый носитель; получается две идентичных карточки, но один банковский счёт, которым, кроме вас, пользуются жулики.
Удивительно, но оборудование для скимминга можно приобрести свободно и всего лишь за 40 тыс. рублей! Только за первое полугодие 2015 года в РФ зарегистрировано более 1 200 случаев монтажа такого оборудования. По сообщениям банков, жертвами скимминга стали миллионы граждан России, с карт которых воры сняли 600 млн рублей!
В петле и с вирусом
Не менее «интересным» способом кражи денег с карт является так называемая «Ливанская петля». В картоприёмник помещается специальный кармашек, чаще изготовленный из фотопленки. Владелец карты вставляет карту в банкомат, набирает ПИН-код, совершает все необходимые действия, а получить банковскую карту обратно не может. И тут «случайный заботливый прохожий» рассказывает, что с ним произошёл точно такой же случай, что вам нужно набрать на клавиатуре определённую комбинацию (это всего лишь абракадабра для отвода глаз, - ред.) и ввести ПИН-код. Разумеется, это не помогает, и тогда «заботливый» гражданин советует вам немедленно ехать в отделение банка и срочно блокировать карту. Что вы и делаете. Он же тем временем извлекает ваш «пластик» из банкомата и обналичивает полностью.
Идём дальше. В этом году от 20 до 30 тысяч клиентов одного из ведущих банков в регионах России стали жертвами мошенничества. При этом все потерпевшие пользовались смартфонами на платформе Android, сообщили в МВД. Якобы запущенный в системы троян похищал деньги с привязанных к телефонным номерам банковских карт. При этом программа блокировала входящие сообщения от банка, и клиенты, естественно, не догадывались, что с их карт утекают деньги. Подобные случаи происходили по всей стране.
К слову, у мобильных сервисов банка (включая SMS) сейчас насчитывается более
4 миллионов пользователей,
2,5 миллиона из них пользуются онлайн-приложением на iPhone и iPad. Но при этом в самом финансово-кредитном учреждении от комментариев по данном инцидентам отказались. Видимо, поэтому в МВД посчитали, что «банк занял хитрую позицию», заявив, что ответственность за использование Андроида без антивируса полностью лежит на клиенте.
Сбой не на сервере, а в голове
Как бы то ни было, во многом мы становимся жертвами либо собственного легкомыслия и невнимательности, либо коварного цинизма других. Что до невнимательности, то здесь мошенники подчас натурально издеваются над нами. Так называемый скотч-метод прост до неприличия, потому и очень обидно попасться на эту удочку. Всё очень просто: щель для выдачи денег на банкомате заклеивается скотчем; пока жертва уходит выяснять, почему не получила денег, скотч отклеивается, а деньги получает мошенник.
Именно легкомыслие вкупе с доверчивостью вдохновляет преступников на изобретение всё новых способов «выпотрошить» чью-нибудь банковскую карточку. Простой пример (из наиболее свежих «изобретений», - ред). На сотовый телефон абонента приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована, и ему предлагается бесплатно позвонить на такой-то номер для получения подробной информации. Когда владелец карты звонит по указанному телефону, ему сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошёл сбой, а затем просят сообщить номер карты и пин-код для ее перерегистрации. Дальше надо рассказывать?..
Помните, что ни одна организация, включая банк, не вправе требовать данные вашей пластиковой карты! Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка.
И вы, наверняка, узнаете, что никаких сбоев на сервере не происходило, а ваша карта продолжает обслуживаться банком. Вам же звонили мошенники. Кстати, этим зачастую промышляют…
в местах лишения свободы.
Ложечки нашлись, а осадок остался
Идём дальше. Знающие люди говорят, что например, выписку по счёту клиента может распечатать такое количество сотрудников банка, что наличие этого так называемого «секретного кода + номер карты + срок действия» делает из клиента просто несчастную жертву. То есть деньги крадут служащие банка. Вот что рассказала нам наша читательница, представившаяся Анной:
- У меня ещё в 2009-м стали пропадать деньги с зарплатной карты. Сначала тысяча, потом две, три, и так шесть раз. Сперва я всё списывала на свою забывчивость и излишнюю расточительность. Но когда в один прекрасный момент с карты сняли четыре тысячи,
я не выдержала и подала заявление в банк. А спустя несколько часов мне позвонил начальник по общим вопросам ведомства, в котором я тогда работала, и… порекомендовал забрать заявление в обмен на деньги наличкой, которые якобы воровал с карты банковский клерк, используя внутреннюю систему доступа ко всем нашим персональным кодам.
Деньги Анне вернули полностью, как и в случае с жительницей нашего города Еленой К., тоже клиенткой клиенткой того же банка:
- У меня умыкнули 10 тысяч рублей. Решив снять деньги с карточки, я обнаружила пропажу. Естественно, написала заявление в банк, где мне, кстати, сказали, что мой случай не уникален. Что до денег, то вернуть-то их мне вернули, но вот схему воровства так и не удосужились в банке объяснить. И это меня тревожит, потому что я утратила доверие к банку, услугами которого пользовалась много лет.
Как уберечь карту
- Пользуйтесь одним и тем же банкоматом внутри отделения банка.
- Если снимаете деньги в банкомате на улице, проверьте его визуально на предмет микрокамер, которые выделяются с корпуса банкомата, подозрительных и необычных устройств на картоприемнике или клавиатуре.
- Набирайте ПИН-код быстро и несколькими пальцами, прикрывайте ввод кода рукой.
- Храните свою карту в недоступном для окружающих месте, отдельно от наличных денег и документов, особенно в поездках; не передавайте карту другому лицу, за исключением продавца (кассира).
- Требуйте проведения любых операций с картой только в вашем присутствии, не позволяйте уносить карту из поля вашего зрения.
- Никогда не сообщайте данные о вашей карте, если вам позвонили и даже назвались представителем известной торговой фирмы, банка, гостиницы.
- Не прислушивайтесь к советам третьих лиц, а также не принимайте их помощь при проведении операций. При необходимости обратитесь к сотрудникам в филиале банка или позвоните по телефонам, указанным на устройстве или на обратной стороне вашей карты.
- Уничтожайте чеки с паролями от систем интернет-банка.
- Храните ПИН-код отдельно от карты, не вводите ПИН-код при работе в сети интернет.
Смотрите также:
- В ульяновском отделении Сбербанка дали рекомендации, как не стать жертвой скимминга →
- Что делать, если возникли проблемы с банковскими картами →
- В Ульяновске участились случаи кибермошенничества →