Большие проблемы от мелкого гнуса. Поволжье второй год подряд атакует мошка

Тревожная новость прилетела в первый день лета из Сурского района Ульяновской области - село Никитино и населённые пункты по соседству с ним атакует мошка. Кто-то из местных жителей запечатлел на камеру полчища крохотных существ, мельтешащих по ту сторону москитной сетки, заполонивших собой воздушное пространство и проникающих в жилище сквозь незаметные глазу щели.

   
   

Как справиться с напастью?

Видео, став достоянием социальных сетей, ужаснуло тысячи пользователей и заставило вспомнить прошлогоднюю историю, когда расплодившаяся в неимоверном количестве чёрная мошка буквально загрызала людей и животных. Несколько коров тогда даже погибли. Правда, не от укусов - от асфиксии: набиваясь в дыхательные пути, коварный гнус делает невозможным прохождение воздуха, и животное умирает.

Видео: группа «ЧП-Ульяновск» ВК 

На экстренном совещании, проведённом 27 мая 2021 года, то есть в самый разгар нашествия, план борьбы с кровососущей нечистью был принят. Травить назойливую мошкару не стали, поскольку с научной точки зрения смысла в этом нет никакого. Как сообщила тогда и.о. министра природы и цикличной экономики региона Гульнара Рахматулина со ссылкой на учёных-энтомологов, препараты, используемые против комаров и серой мошки, на чёрную действуют слабо, и если провести обработку, то погибнут, в первую очередь, другие насекомые, в том числе полезные. Единственный способ победить мошку всерьёз и надолго – уничтожить её личинки, а процесс этот не из простых – сначала необходимо определить водоёмы, где эти личинки заложены, а потом два раза (осенью и весной) обработать их специальным составом. На том участники совещания и сошлись.

8 июня прошлого года специалисты профильного министерства и регионального Центра гигиены и эпидемиологии были на месте: ловили взрослых насекомых (имаго), отбирали из рек Большая Якла и Кувайка пробы личинок – для лабораторного определения их видовой принадлежности, расставляли ловушки из ивовых веток – таким образом специалисты хотели понять, как много личинок отложено в водоёме и на каких стадиях развития они находятся. Делалось всё это, разумеется, не из праздного любопытства, а чтобы рассчитать количество препарата, необходимое для уничтожения личинок, а также определиться со сроками дезинсекции.

Осенняя обработка, кстати, так и не состоялась.

«Проведённое исследование показало, что личинки чёрной мошки нужно травить на второй – третьей стадии развития, - объясняет пресс-секретарь регионального агентства ветеринарии Дарья Паршина. – Осенью таких личинок специалисты не обнаружили, поэтому лаврицидная работа (уничтожение насекомых на личиночной стадии – Ред.) в это время не проводилась».

   
   

Чуда не произошло

Весной, когда мелководные реки освободились ото льда, в ход снова пошли ловушки из ивовых веток – 13 апреля ветеринары установили такие на реках Якла, Елшанка, Большая Якла, Чилим, Кувай, Барыш и Бездна. Через две неделе специалисты вернулись, чтобы проверить «улов», а заодно посмотреть, нет ли личинок на камнях и прибрежной растительности. Увы, чуда не произошло – в лабораториях «Симбирского референтного центра ветеринарии и безопасности продовольствия» и регионального управления Роспотребнадзора подтвердили – личинки чёрной мошки на всех обследованных объектах присутствуют, причём находятся они как раз на 2 – 3 стадии развития, когда их можно и нужно уничтожать. Сказано – сделано: в первых числах мая реки и речушки Сурского района были обработаны «высокоэффективным микробиологическим препаратом».

«Риски, конечно, есть, - признался тогда главный государственный ветеринарный инспектор отдела ветеринарной инспекции и государственного надзора в области обращения с животными Агентства ветеринарии региона Александр Портнов. – В этом году мы приступили к обработкам впервые, поэтому столкнулись с некоторыми неожиданными ситуациями – например, плотинами, которые стали преградой для распространения препарата, или заболоченностью некоторых рек».

Впрочем, одними водоёмами решили не ограничиваться. В сёлах, где год назад мошка отличалась особой свирепостью, ветеринарные специалисты провели обработку скота и подворий.

Кстати
По данным на 1 июня, в 17 населённых пунктах Сурского района от мошки было обработано 500 голов крупного и 98 голов мелкого рогатого скота, 68 лошадей и 21 подворий.

Увы и ах, но месяца не прошло, как злобная мошка снова дала о себе знать. В этом году её поменьше, чем в прошлом, но это слабое утешенье. В целом же ничего удивительного в том, что в Сурской районе свирепствует таёжный гнус, учёные не видят.

«Чёрная мошка – вид, приуроченный к таёжной зоне, где селится преимущественно по вырубкам и опушкам, - рассказывает энтомолог Юлия Волкова. – Сейчас в Сурском районе из-за активной сельскохозяйственной деятельности участки тайги вырубаются, и мошка по этим вырубкам распространяется всё южнее и южнее. А учитывая, что на территории района множество водоёмов, необходимых насекомому для откладывания личинок, то здешние условия для распространения мошки можно считать идеальными».

Как исследователь, много времени проводящий на природе, Юлия Сергеевна знает – спасаться от мошки репеллентами бесполезно, единственное, что может хоть как-то помочь – это полностью закрытая одежда и антимоскитная сетка на лицо. Впрочем, и это не панацея.