Сейчас говорят чуть ли не об эпидемии аутизма. Но на самом деле родители часто не знают даже самых очевидных признаков этого недуга. Разбираемся в сути вопроса вместе с научным руководителем Центра коррекционной и семейной психологии Дарьей Сологуб.
Тревожный звоночек
Т. Захарычева: Дарья Сергеевна, так что такое аутизм?
– Ребёнок рождается таким?
– Известно более сорока групп причин, вызывающих аутизм. Всё очень индивидуально. Это могут быть отклонения психиатрического характера, особенности течения беременности и родов, нарушение обменных процессов… вариантов масса.
– Могут ли родители сами определить, что их ребёнок находится в группе риска по аутизму?
– Могут, и довольно рано, потому что один из ведущих симптомов – нарушение коммуникаций, а это понятие шире, чем просто речь. В норме в два-три месяца у ребёнка появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая к взрослому. Он улыбается, смотрит в глаза, гулит. Если этого не происходит, то это тревожный звоночек, хотя говорить об аутизме рано. Такие симптомы могут быть и при умственной отсталости, и при глухоте. К шести-восьми месяцам ребёнок начинает активно лепетать, к гласным звукам добавляются согласные. И опять же он стремится взаимодействовать со взрослым, здесь уже видна личность ребёнка, её особенности.
Жизнь внутри замка
– Считается, что аутизм – это такой феномен, когда ребёнок не хочет общаться с окружающим миром.
– Я с этим категорически не согласна. На самом деле каждому такому ребёнку очень нужны и тепло, и взаимодействие, но его сенсорная система и психика работают так, что он не может пробиться к живому общению.
– Такому ребёнку можно помочь?
– Коррекционная работа как раз и заключается в том, чтобы помочь ему преодолеть эти преграды. Существует много эффективных методик. И если у ребёнка нет глубоких поражений центральной нервной системы, можно достичь хороших результатов.
– Люди с аутизмом могут быть хорошими специалистами и успешными членами общества?
– Безусловно. По данным фонда «Выход» (Санкт-Петербургский фонд содействия решению проблем аутизма в России, – Ред.), 90% людей с этим диагнозом могут о себе заботиться, самостоятельно жить и нормально работать. У них нет тех амбиций, которые есть у относительно нормотипичных людей.
В каком-то смысле это просто отличные сотрудники, потому что они горят тем делом, которое делают, им неважно одобрение, им нравится стереотипная, рутинная работа, в которой социальный контакт сведён к минимуму. Они прекрасно чувствуют себя в программировании, в инженерных специальностях.
Наша задача помочь этим людям, но это не значит, что их надо переделывать. Нужно научиться их уважать и понимать, как строить с человеком такой природы взаимоотношения.