Природа, как известно, очень любит преподносить человеку сюрпризы, причём не всегда приятные. Время от времени достается и нашему региону. Не стал исключением и этот год - так, после десяти лет затишья лесные массивы области атаковал непарный шелкопряд. До осени вредные бабочки, естественно, не дожили, но специалисты знают - если сейчас не вмешаться, на следующий год вся эта история будет иметь продолжение.
Сгрызли лес и людей напугали
Нож, разрезанная пополам пластиковая бутылка, спички - вот и весь арсенал борца с коварным вредителем - тем самым, что за считанные недели сгрыз 3500 гектаров леса (такие данные приводит Минприроды региона) и не на шутку напугал жителей областного центра. Тучи сереньких бабочек, без приглашения залетающих в квартиры и эффектно мельтешащих в свете уличных фонарей, в двадцатых числах июля стали одной из самых обсуждаемых тем.
В нашем случае масштаб бедствия ещё предстоит установить.
«Минувшее лето было для шелкопряда не очень комфортным, - рассказывает инженер лесного хозяйства Галина Белоусова. - Большая часть гусениц, объедавших листву, погибла, не успев окуклиться. Переживут ли яйцекладки зиму, неизвестно - они могут замерзнуть, их могут поесть мыши... В настоящее время ситуация находится на контроле. Если очаг будет распространяться, то придётся прибегать к химическим методам борьбы - за исключением особо защитных участков лесов и особо охраняемых природных территорий - там химия под запретом».
Химия или биология?
Можно бороться с прожорливым насекомым и биологическими методами - подселяя к гусеницам паразитов, поедающих их изнутри. При небольшой же площади поражения обычно используют нефтевание - обработку яйцекладок бензином, соляркой и другими подобными им веществами. Образовавшаяся в результате обработки пленка препятствует доступу кислорода, и яйца погибают. Этот метод вполне применим и в масштабах дачных участков, так что, уважаемые садоводы, возьмите на заметку.
Понятно, что погасить вручную весь очаг не получится - основная борьба развернётся на следующий год. Какие методы будут при этом использоваться, зависит от результатов лабораторного исследования части собранных яйцекладок. По словам специалиста Центра защиты леса Марины Максименко, подсчёты уже ведутся, они позволят сделать прогноз развития ситуации на следующий год и в зависимости от этого выбрать оптимальные способы борьбы с вредной бабочкой.
В целом же поводов для паники специалисты не видят: очаговая вспышка непарного шелкопряда - явление для природы обычное, два-три года, и она сходит на нет. Кстати, о нашествиях прошлых лет помнят и наши читатели.
«Когда в 1980 или 1981 году непарный шелкопряд расплодился в Новоспасском районе, нас, школьников, стали привлекать к борьбе с ним, - рассказывает жительница р.п. Николаевка Светлана Кизерева. - Привозили в лес, давали деревянные палочки-лопатки, показывали, где располагаются и как выглядят кладки, которые мы должны найти и уничтожить. Причём не соскабливая их со ствола, а раздавливая».
Что касается нынешней напасти, то она пришло к нам из Татарстана. В прошлом году расплодившийся там «непарник» залетел в восточные районы Ульяновской области, где отложил яйца, из которых по весне и вылупились прожорливые гусеницы.
Кстати
Побывав в лесу под Димитровградом, где проводился сбор яйцекладок «непарника», автор этого материала заметила следы пребывания ещё одного злостного вредителя –отдыхающих, периодически «забывающих» на месте досуга бутылки, пакеты, канистры и прочие плоды цивилизации. Интересно, найдётся ли управа на них – хоть химическая, хоть биологическая?