Вред или польза? Надо ли избавлять Винновскую рощу от нефтяного загрязнения

Сергей ЮРЬЕВ / Коллаж АиФ

В конце мая этого года состоялась громкая презентация проекта очистки территории Винновской рощи от нефтяного загрязнения. Но уже тогда замминистра природы и цикличной экономики области Михаил Загородников, представляя план предстоящих работ, предложил вопрос о самом источнике загрязнения «вынести за рамки разговора»… Это предложение многим тогда показалось настораживающим. И вот, похоже, наступил очередной виток дискуссий по поводу этого проекта.

   
   

Всё, вроде, логично, но…

Казалось бы, в проекте учтено всё – вплоть до предупреждения вероятных протестных настроений. Работы по рекультивации загрязнённого участка Винновской рощи даже разделили на два этапа – строительный и биологический, причём каждый рассчитан примерно на год. На будущий год запланированы строительство очистных сооружений, вывоз и утилизация загрязнённого грунта, завоз чистой земли, установка систем для понижения уровня грунтовых вод по верхней и боковым границам участков, где будут производиться работы.

Кроме этого, перед укладкой чистого грунта по всей расчищенной поверхности планируется уложить дренажные маты для того, чтобы загрязнённые воды не просачивались в грунт. В общем, хоть источник загрязнения до сих пор неизвестен, воды с нефтепродуктами хотя бы пройдут через очистные сооружения, прежде чем попасть в Волгу. И только после этого территорию засеют многолетними травами, разобьют газоны, посадят деревья и кустарники, установят скамейки и урны для мусора, замостят пешеходные дорожки.

Казалось бы, никакого вреда, кроме пользы. Но дискуссия вокруг этого проекта в последнее время только обостряется. На прошлой неделе на базе созданного весной этого года Центра управления регионом состоялась очередная встреча по обсуждению проекта. И руководитель этого учреждения Валерий Костин заявил, что ему хотелось бы, «чтобы эта болевая точка перестала кровоточить и население региона благодарило власть за то, что всё решилось».

Кто-то неизбежно окажется прав!

Эколог-общественник Дмитрий Тарасов заявил, что вместо применения исключительно ручного труда, как обещали весной представители минприроды, объект превращается в стройплощадку с использованием самосвалов и экскаваторов. Кроме этого, он высказал мнение, что экосистема парка и так восстанавливается – без вмешательства извне. И призвал в свидетели уток, которые уже лет пять как начали обитать на загрязнённой территории. А при рекультивации с гидроизоляционными материалами, по его мнению, естественная экосистема превратится в трубно-канализационное хозяйство.

Того же мнения придерживается профессор кафедры биологии и химии УлГПУ Андрей Масленников: «Растения экосистемы рощи могут постепенно разлагать и переводить нефтепродукты в безопасные соединения. Вред от рекультивации может быть больше той пользы, которая декларируется в проекте. В случае очередного разлива нефтепродуктов на участке уже не будет природного буфера. На восстановление таких экосистем после выемки и рекультивации потребуется не десять лет, а гораздо больше». Кандидат биологических наук Дмитрий Семенов вообще назвал затею с рекультивацией преступной: «Нынешний проект – это пример того, как бороться с краном, из которого течет плохая вода. Ликвидировать загрязнение нужно на участке от проспекта Гая, где жилой сектор, до улицы Локомотивной — именно там находится нефтяная линза». Впрочем, в минприроды, по официальной версии, местоположение нефтяной линзы неизвестно. И, пока не определён источник загрязнения, никто не может гарантировать, что выбросы нефтепродуктов не повторятся. Но эту тему чиновники старательно обходят стороной.

Впрочем, и у сторонников проекта есть свои веские аргументы. Например, член совета межведомственной группы по вопросам соблюдения природоохранного законодательства Алексей Воронцов искренне считает, что «если деньги выделены, значит, их нужно освоить», а «проект ликвидации соответствует экологическим требованиям». В общем, к единому мнению участники встречи предсказуемо не пришли, но помощник губернатора пообещал довести позиции сторон до Алексея Русских. Видимо, ему и решать, чем дело кончится.