Радужные пятна. Избавят ли Винновскую рощу от нефтяного загрязнения?

Сергей ЮРЬЕВ / Коллаж АиФ

История с нефтяным загрязнением Винновской рощи давно разменяла пятое десятилетие. Причём первые лет двадцать власти проблему вообще старались не замечать. Впоследствии заметили, но только благодаря тому, что возник общественный резонанс.

   
   

Первопричину никто не ищет

Казалось бы, проблему выявления источника загрязнения стоило бы решить первым делом, поскольку крупных предприятий на границе памятника природы не так уж и много. Но почему-то на эту тему было наложено негласное табу. Деньги выделялись неоднократно, однако результат в итоге всегда оказывался одинаковым: миллионы тратились, подрядчики получали свои кровные, а ситуация только усугублялась и продолжает усугубляться даже после осуществления последнего  «грандиозного проекта».

18 мая 2022 года тогдашний заместитель министра природы и цикличной экономики Михаил Загородников объявил о начале очередного «решительного наступления» на нефтяное загрязнение, не забыв дежурно отметить, что  «о реальных причинах нефтезагрязнений можно долго спорить и искать виноватых, но проблему это не решит». При этом он заверил представителей СМИ (автор этих строк тому свидетель) и общественность, что загрязнение будет ликвидировано в течение двух лет. При этом многие экологи отмечали несостоятельность, а возможно, и вредоносность самого проекта. Два года прошло. И что в итоге?

А итоги, причём неутешительные, были подведены на заседании комитета по природопользованию и охране окружающей среды ЗСО, которое состоялось в первых числах ноября этого года. Там были обнародованы следующие факты: мазутное загрязнение на территории памятника природы никуда не делось, как и примеси нефтепродуктов в воде, которая стекает в Волгу через ливневую канализацию. А очистные сооружения в строй не введены, хотя срок завершения работ был назначен на конец сентября.

Впрочем, исполняющая обязанности министра природных ресурсов и экологии Наталья Аюкаева отметила, что подрядчики в смету вписались – «освоили» первоначально обозначенную сумму в 253 миллиона рублей и ни копейкой больше. По её словам, сделано следующее: все 33 выявленных загрязнённых родника закаптированы, в северной части группы родников высажена трава, а очистные сооружения готовы к запуску.

Журчат ручьи

Заместитель председателя комитета ЗСО по социальной политике Сергей Беззубенков поинтересовался, почему следы загрязнения нефтепродуктами до сих пор никуда не делись, а по роще до сих пор текут «радужные ручьи». Заместитель председателя областного правительства Владимир Пушкарёв сообщил, что  в роще «работает техника, к сожалению, и от неё могут быть мазутные пятна».

Кстати, тут самое время припомнить, что в начале работ и представители министерства, и подрядчики утверждали, что тяжёлая техника на территорию памятника природы вообще заходить не будет, а работы будут вестись практически вручную – оттого-то столь велика стоимость контракта.

   
   

Так что теперь остаётся только ждать, когда система заработает в полном объёме, а специалисты Центра лабораторного анализа и технических измерений возьмут пробы воды, воздуха и почвы, чтобы оценить истинные результаты работ на четверть миллиарда рублей.

Кстати, примерно год назад в Винновской роще было обнаружено ещё семнадцать родников, загрязнённых всё теми же нефтепродуктами, – так их решили вообще не трогать, оставив всё как есть… Видимо, чиновники минприроды опасаются обычного результата: хотели как лучше, а получилось как всегда…

Удивляет и странное молчание чиновников по поводу источника загрязнения. Ещё два года назад тогдашний директор департамента природопользования министерства природных ресурсов и экологии  Роман Кирпичников проговорился: «В конце 70-х годов на железнодорожной станции, которая находится выше Винновской рощи, произошло возгорание поезда с цистерной нефтепродуктов. Для ликвидации пожара дизельное топливо выливалось на землю. Часть была убрана, остальное впиталось в землю. До начала 2000-х годов проявлений нефтезагрязнений не было, позже они появились». Так почему РЖД, наиболее вероятный виновник загрязнения, не участвует в финансировании работ по очистке особо охраняемой природной территории? Почему этот случай, который, кстати, не обошёлся без жертв, сейчас старательно замалчивается? Не по зубам нам нефтяной разлив оказался?..