Не шли бы вы лесом! Кто покушается за зелёные лёгкие Ульяновской области?

Лес для человека — место притягательное, вот только не всегда это притяжение связано с желанием насладиться свежим воздухом или неспешным сбором подберёзовиков и маслят. Кое-кто забредает в чащобу с бензопилой, а кое-кто — со спичками.

   
   

Дровосеки в законе

Сразу шесть незаконных вырубок удалось обнаружить участникам первой в этом сезоне  акции «Лес», проходившей в регионе с 13 по 23 сентября. Противоправным элементам в эти дни от лесных угодий лучше было держаться подальше. По информации и.о. Министра природы и цикличной экономики региона Гульнары Рахматулиной, на борьбу с незаконными рубщиками было брошено 744 человека из числа сотрудников лесничеств и полицейских: 148 постов контролировали перевозку кругляка по дорогам области, 205 мобильных групп патрулировали леса. В итоге фактов незаконной перевозки пиломатериалов участники акции не выявили — у водителей всех 118 транспортных средств, остановленных для проверки, сопроводительные документы оказались в порядке. А вот новые проплешины, оставленные чёрными дровосеками в лесничествах, проверяющие нашли: по две в Тереньгульском и Мелекесском районах, по одной — в Барышском и Майнском. По приблизительной оценке, добычей злоумышленников стали около 70 кубометров древесины, а ущерб, причинённый государству, составил 1,8 млн рублей. По двум фактам возбуждены административные дела по статье 8.28 КоАП РФ («Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан»), на нарушителей наложены штрафы — по 3000 тысячи рублей, материалы по остальным фактам изучают правоохранительные органы.   

Кстати, в сводках УМВД сообщения о покушении на зелёные лёгкие планеты не так уж и редки. В начале сентября, к примеру, полицейские поймали с поличным 69-летнего жителя Карсунского района, который, решив запасти дрова на зиму, в течение пяти дней приезжал в лесной массив... за дубами. Судя по всему, карсунские леса пользуются у дровосеков особой популярностью — в двадцатых числах августа сотрудники уголовного розыска задержали 64-летней жителя райцентра, который нашёл в лесу у села Беловодье участок с сухими соснами и стал пилить их на дрова. Казалось бы, какой от старых деревьев прок — ан нет, насчитали ущерб: 43 тысячи рублей за 28 сосен, только одна из которых в момент своего падения под пилой была жива и здорова. Но это ещё что — в начале августа житель того же многострадального района за три дня напилил дубов аж на 300 тысяч рублей.

С юридической точки зрения, самовольная рубка леса — это не безобидная выходка, а вполне себе серьёзное преступление, попадающее под санкции статьи 260 УК РФ. Наказания  по ней предусматриваются нешуточные — если государству причинён значительный ущерб (от 5000 рублей), чёрному лесорубу могут грозить штраф до 500 тысяч, обязательные, исправительные или принудительные работы и даже лишение свободы на срок до двух лет. Если же ущерб крупный (от 50 тысяч) или особо крупный (от 150 тысяч рублей), то наказания ещё суровей, так что стоит ли рисковать?

Жара виновата?

К сожалению, достаётся лесам не только от бедных пенсионеров, пытающихся раздобыть дрова на халяву. Немало бед творят пожары, а их этим засушливым и чрезвычайно жарким летом было немало.

«По состоянию на 24 сентября, в регионе ликвидировано 103 лесных пожара общей площадью 395,16 гектара», - рассказывает пресс-секретарь минприроды Ольга Леготина, и напоминает: в случае обнаружения пожара в лесу нужно сразу же позвонить в диспетчерскую службу лесного хозяйства по телефону 8-8422-46-91-27.

Впрочем, летний зной умотал не только леса — ближе к осени рыбаки и любители отдыха у воды забили тревогу, увидев заваленные дохлой рыбой берега. Одни связали произошедшее с аномально высокой температурой, другие - с попаданием в воду каких-то ядовитых веществ.    
   

«Превышение среднемесячных температур на 7 — 8 градусов фатальным не является, - объясняет кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, экологии и природопользования УлГУ Дмитрий Семенов. - Заморы на Куйбышевском водохранилище были всегда. Они связаны с активным развитием сине-зелёных водорослей, которые, разлагаясь, поглощают кислород. В воде кислорода становится мало, и рыба погибает. При этом надо понимать, что до создания водохранилища в 1956 году заморов не было — река была быстрая, проточная, а сейчас это система озёр, где вода застаивается. В целом же заморы — явление обычное, которое не подорвёт ни численность представителей ихтиофауны, ни воспроизводство, ни видовой состав».

Что касается рыбалки, то ей эксперт рекомендует не злоупотреблять — волжские обитатели содержат в себе колоссальное количество токсичных элементов, так что лучше на вкус их не пробовать.