Движуха на полигоне. Удастся ли победить свалки в Ульяновской области?

На прошлой неделе региональное министерство природных ресурсов и экологии отчиталось об ударных темпах рекультивации очередного полигона твёрдых коммунальных отходов. На этот раз – в Чердаклинском районе, неподалёку от посёлка Красный Яр. По словам специалистов ведомства, всё на полигоне шик, блеск и по науке. Как на самом деле обстоят дела?

   
   

Два года готовились

Профильный министр Гульнара Рахматулина сделала по этому поводу публичное заявление: «В настоящее время завершается формирование тела полигона – на 85% проведено его выравнивание с помощью перемещения отходов. Параллельно ведётся подготовка к строительству подпорной стенки для укрепления холма. Затем планируются установка защитных экранов, монтаж системы пассивной дегазации, установка системы сбора сточных вод и строительство очистных сооружений. После завершения основных работ полигон будет выглядеть как естественный холм – на его территории будут высажены древесно-кустарниковая растительность и трава».

И это только прелюдия к более грандиозным мероприятиям по борьбе за чистоту окружающей среды в Ульяновской области. Не пройдёт и пары лет, как должен стартовать проект «Генеральная уборка», согласно которому, по одним источникам информации, решено ликвидировать девять несанкционированных свалок, а по другим – аж двадцать. Вроде бы, некая движуха чувствуется. Но при этом помнится, что первые заявления о подготовке к вхождению в федеральный проект «Генеральная уборка» прозвучали в конце 2021 года.  Правда, тогда замминистра Михаил Загороднев говорил лишь о шести свалках – четырёх в городской черте областного центра и двух в районных – Барыше и Сенгилее. Только на разработку проектной документации чиновник просил выделить 23 миллиона бюджетных рублей. Но время идёт, масштабы замыслов растут, как и объёмы вероятного финансирования. Позднее к списку добавились полигоны в Вешкайме, Новой Малыкле, посёлке Октябрьском Радищевского района, мазутохранилище на Нижней Террасе, а также свалках возле Соловьёва и Петрова оврагов, а также у посёлка Мостоотряд.

Кто ищет – тот найдёт

Вроде бы, звучит неплохо. Но только по официальным данным, на территории Ульяновской области в настоящее время насчитывается 130 несанкционированных свалок. И власти намекают на то, что в текущем году планируется ликвидировать полсотни из них. Правда, средства на эти мероприятия поручено изыскать местным администрациям. И где они, спрашивается, их найдут при явной скудости муниципальных бюджетов? Средств не хватает даже на обустройство элементарных контейнерных площадок. Об этом свидетельствует заместитель министра ЖКХ и строительства области Иван Карасиков: «Обязанность по созданию и содержанию площадок лежит на органах местного самоуправления. К сожалению, средств в их бюджетах недостаточно. Область софинансирует. Так, в 2022 году муниципальным образованиям в районах был выделен миллион рублей, обустроено 42 площадки, в этом году – такая же сумма. Это, конечно, капля в море».

Ситуация усугубляется ещё и тем, что далеко не все несанкционированные свалки обнаружены и учтены. Подобного рода «открытия» совершаются постоянно. Например, полтора месяца назад группа активистов регионального отделения Народного фронта выступила с заявлением о том, что в лесу у села Кротовка, относящегося к Засвияжскому району, обнаружен скотомогильник, где кости коров, коз, лошадей, останки собак и кошек растянулись не на одну сотню метров вдоль оврага, дороги и полян. И это – всего в полукилометре от резервуаров с питьевой водой, питающих три населенных пункта: Кротовку, Арское и Погребы.

Так что рапортовать об успехах пока рановато, по крайней мере, до тех пор, пока не будет видна полная картина бедствия и определён объём работ, который необходим для действительно радикального улучшения состояния окружающей среды.