Демографии - «неуд». Несмотря на усилия власти, Ульяновская область пустеет

Анна Каткова-Груздик / Из личного архива

Улстат опубликовал последние данные о демографической ситуации в регионе: за первые семь месяцев текущего года родилось 6 323 человека (на 665 больше, чем за тот же период прошлого года), а умерло — 10 161 (больше на 526).

   
   

В итоге естественная убыль населения составила 3838 человек – на 139 больше, чем годом раньше. С миграционным процессом тоже всё не слава Богу - за первое полугодие в регион приехало 13 033 человека, уехало 13 617 - и это не считая тех, кто покинул родные края, сохранив ульяновскую прописку. Возникает вопрос - почему, несмотря на усилия властей, область постепенно пустеет?

Дело в позитивном настрое

И действительно, решение демографических проблем объявлено чуть ли не региональной идеей. Помнится, в ноябре прошлого  года губернатор Сергей Морозов назвал национальный проект «Демография» одним из ключевых для области: «К его реализации должны подключиться не только все муниципалитеты, но и все отрасли. Считаю, что персональную ответственность должны нести непосредственно главы районов. У каждого должны быть разработаны свои планы по реализации данного важного проекта».

Увы, но даже такие радикальные меры переломить ситуацию не смогли.

«Не думаю, что причиной демографических проблем является политика властей, - говорит мама пятерых детей из Димитровграда Василиса Мазина. - Что-то власть делает правильно, что-то не очень, но суть в том, что у людей не хватает позитивного мышления, понимания того, что много детей – это не страшно, что это благо, это забота о собственном будущем. Скажу тем, кто принципиально хочет лишь одного ребёнка: если хотите вырастить одинокий экзальтированный цветок, этакую розочку, то надо осознавать опасность того, что она рано или поздно может поколоть вас своими шипами. Те, кто стремится исключительно к материальному благополучию, в старости обречены на одиночество и забвение».

Эхо девяностых

Эксперты, анализируя ситуацию с разных сторон, видят корень проблемы не только в эгоизме сегодняшней молодёжи.

«За последние 25 лет население нашего региона сократилось на 240 тысяч человек. Это больше, чем потеряла Хиросима во время атомной бомбардировки и больше, чем  регион потерял в годы войны, - рассказывает доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ Анатолий Лапин. - Впервые смертность превысила рождаемость в 1992 году, что было вызвано резким переходом от одной организации общества к другой. Всё, что мы имеем сегодня - эхо того времени: двукратное снижение рождаемости в 1990-х, старение население, изменение жизненный ориентиров и семейных ценностей. Добавьте к этому тот факт, что с 2014 года уровень жизни населения снизился на 21 - 23%. Жизнь становится тяжелее, а при появлении в семье ребёнка ситуация только усугубляется. Что касается мер поддержки, но они себя уже исчерпали и должного стимулирующего эффекта не имеют. В результате имеем то, что имеем - смертность на 70% превышает рождаемость. По прогнозам Росстата, население в регионе будет снижаться до 2035 года.  Переломить ситуацию могут только какие-то радикальные, а не косметические,  изменения, но никаких предпосылок к этому в области нет».

   
   

Не хватает христианской мотивации

Что касается миграционного процесса, то удержать молодых людей регион не в силах - хотя бы из-за зарплат, которые на 40% ниже средних по России и на 15% ниже средних по ПФО.

У Русской православной церкви правда своя. Так, протоиерей Дмитрий Савельев, ключарь Спасо-Вознесенского собора, видит корень зла в том, что людям просто не хватает веры.

-Православные христиане, которые укоренились в вере и церковной традиции, придерживаются такой точки зрения: если Господь дал ребёнка, то он даст возможность его воспитывать и содержать. Но две трети даже тех людей, которые считает себя православными, к сожалению, недостаточно воцерковлены и христианская мотивация для них недостаточно значима. Демографическое поведение таких людей не очень отличается от демографического поведения безбожников. Так что экономические причины – недостаток рабочих мест, низкие зарплаты – даже при лучших намерениях заставляют их отказываться от рождения второго, а уж тем более третьего ребёнка. Те же причины заставляют их искать лучшей жизни за пределами Ульяновской области.

Кстати, значимость религиозного фактора в демографической ситуации доказывает тот факт, что в России лидерами по приросту населения являются республики Чечня, Ингушетия и Дагестан, где традиционно силён ислам, а также Республике Тыва, где значительная часть населения – буддисты. 

Смотрите также: